Найти тему
Пси беседка

Принцип неудовольствия: Всё ли разрешать ребёнку?

Оглавление

Встречали ли в общественных местах людей, которые слишком ярко выражают своё неудовольствие тем, что им приходится ждать очередь?

Часто такие люди вырастают в условиях гиперопеки, когда мамки-няньки пеклись о полном благополучии и удовлетворении всех потребностей и желаний своего дитя. Гиперопека - это, образно говоря, когда ребёнок не успел ещё рот открыть, а его желания уже исполняются.

"Да что ж такое-то! Не поймешь этих психологов! Опять не так!
Не опекать - плохо, опекать - опять плохо!"

Вполне может воскликнуть какой-нибудь читатель. В каком-то смысле он будет прав, потому что в действительности непросто найти золотую середину между конструктивным воспитанием и гиперопекой. Каждому воспитателю приходится искать её методом проб и ошибок. Без определённого ликбеза тут обойтись сложно. Так или иначе ребёнку просто необходимо столкнуться с фрустрацией и запретом.

Что такое фрустрация?

Простыми словами, это такое неприятно окрашенное эмоциональное состояние, когда возникают препятствия и запреты для получения привычного и/или желаемого.

Что вызывает фрустрацию?

Препятствием может быть запрет родителей, либо любой другой социальный запрет - нормы и ограничения, принятые в обществе. Всё, что ограничивает наши желания, вызывает фрустрацию.

Кроме того, фрустрация может возникать тогда, когда имеется столкновение интересов. Французские психоаналитики говорят, что столкновение с желанием другого всегда фрустрация.

К примеру, в детском саду дети играют разными игрушками. Мальчик Петя пять минут назад равнодушно прошёл мимо кубиков, а теперь видит, что Вася строит из них великолепную башню. Петя хочет построить такую же, ему нужны кубики. Как быть?

Ребёнок, которого не научили ждать, не научили элементарным правилам соблюдения чужих границ, отреагирует мгновенно, если ему не отдадут эти кубики прямо сейчас, сию же минуту: начнет громко агрессивно кричать или резким движением ударит по выстроенной башне и сломает её. Спонтанная агрессивная реакция мальчика Пети - закреплённая потребность получать всё и сразу.

Ни договориться о получении части кубиков, ни подождать, ни подключиться к совместной игре, нет, только получить сразу же всё то, чего нет у него, а у других, как он видит, есть.

В дальнейшем у ребёнка закрепляется такое поведение, и при выходе во взрослость он остаётся капризным ребёнком. Любая мало-мальская фрустрация задевает его, представляет для него стрессовую ситуацию, вызывает его гнев и стремление добиться своего. Другие говорят, что человек "выдувает из мухи слона". Фактически человек постоянно страдает. Для снижения страданий такому человеку необходимо попросту повзрослеть.

Что сделать, чтобы не воспитать такого человека?

1. Учить ребёнка договариваться с другими. Вежливые просьбы.

2. Учить ребёнка спокойно воспринимать отказ. Жизнь не заканчивается, в мире вокруг много других возможностей.

3. Учить ребёнка сотрудничать с другими. Можно владеть чем-то в одиночку, а можно подключаться к игре и сотрудничеству.

© Анжелика Стражкова, 2023. Все права защищены. При использовании материала прямая ссылка обязательна.

Читайте и подписывайтесь на наш канал в Телеграм Психологическая беседка, где вы найдете информацию, статьи, поддержку и тёплое отношение. Участвуйте в обсуждении статей, нам интересно ваше мнение! При необходимости консультации специалистов обращайтесь на наш канал Пси беседка в Телеграм и к помощникам https://t.me/apsyonline.

Анжелика Николаевна Стражкова - акрредитованный супервизор ОППЛ с правом проведения групповой и индивидуальной супервизии. Договор, учет часов супервизии, накопительные сертификаты.

Для специалистов помогающих профессий предлагаю глубинную полимодальную супервизию в индивидуальном и групповом форматах. Больше материалов на Телеграм-канале, подписывайтесь на канал Глубинная полимодальная супервизия https://t.me/hypervisia

Статьи
по супервизии здесь и тут на B17.