Сергей Балакин
Столица Катара Доха сейчас у всех на слуху. Поделюсь своими воспоминаниями о кратковременном визите в этот город, состоявшемся в 2019 году.
Доха в моём последнем доковидном путешествии была чем-то вроде бонуса: через этот город мы с женой следовали транзитом, из австралийского Сиднея в Москву. Но между стыковыми рейсами получился почти 11-часовой зазор. Грех было не потратить его на знакомство со столицей самого богатого арабского государства, в котором мы ещё не были. Благо, виза не требовалась, а российские банковские карты тогда принимали без ограничений.
Мы прилетели в Доху рано утром. Кстати, летели на четырёхмоторном двухпалубном Airbus A380 компании Qatar Airways - самом большом авиалайнере в мире. Перелёт занял 14 часов – это тоже наш личный рекорд. Так долго в воздухе мы ещё не находились, ведь это на час больше, чем наши самые долгие перелёты по маршруту Москва – Лос-Анджелес.
От аэропорта Хамад до центра города можно добраться на такси или автобусе; мы выбрали второй вариант. Все рейсовые автобусы в Катаре принадлежат государственной компании Mowasalat. Проезд в них оплачивается контактной картой Karwa, она продаётся прямо в аэропорту. Вот как она выглядит:
Ехать недалеко; мы вышли в самом центре старого города, у Амири Диван - дворца Эмира. Это своего рода «катарский Кремль»: резиденция и основное место обитания главы государства – эмира Тамима ибн Хамада Аль-Тани. Этот монарх - молодой (1980 г. рождения) и своенравный, он нередко конфликтует с правителями других стран Персидского залива. Но сегодня речь не об этом…
Главный корпус Амири Дивана, вид со стороны набережной:
Тот же Диван, только вид сбоку. Вообще дворец – это целый комплекс зданий и примыкающая к ним зелёная зона, на которой, правда, совсем нет тени:
Вдруг откуда ни возьмись… На фоне мечети и часовой башни появляется эскадрон гусар бедуинов летучих:
Кто эти всадники – полицейские или гвардейцы короля, я так и не понял. У каждого в руках палка-трость (предназначенная для верблюда? Или для правонарушителей?). Любопытна посадка на одногорбого верблюда: на самый круп животного, причём без стремян. И босиком…
А предводитель отряда постоянно пялился в смартфон:
Вначале я предположил, что командир ведёт свой эскадрон по навигатору. Но нет, судя по выражению его физиономии, он смотрит что-то развлекательное – какой-нибудь тик-ток или порнуху… Вот он, симбиоз Востока и Запада, средневековья и современности!
Верблюжья кавалерия обошла дворец эмира и удалилась, а мы вышли на набережную Корниш. (Я давно заметил: любой арабский город без набережной с таким названием – это всё равно что советский населённый пункт без улицы Ленина). Тем временем солнце поднималось всё выше и жарило всё сильнее. А ведь на календаре середина октября – не представляю, что здесь творится в июле!
Мне кажется, что сам колорит сделанного на набережной снимка передаёт раскалённость воздуха и камня. Показательно, что людей практически нет, а фонтан Жемчужина, что слева, пересох.
Морской бриз мог бы смягчить зной, но увы: на море – то есть Персидском заливе - не было ни на намёка на ветер или волны… Но ладно, смотрим на восток, видим ступенчатое здание – это Музей Исламского искусства. А чёрный обелиск вдали – арт-объект под названием «The 7», работа американского скульптора Ричарда Серра.
Название «The 7», наверное, потому что эта колонна сварена из 7 стальных полос-граней. Знаменитый американец наваял (точнее, наварил) подобных сооружений – язык не поворачивается назвать их скульптурами – не один десяток, и они теперь ржавеют во многих городах мира.
А теперь смотрим налево. На другом берегу бухты – частокол из небоскрёбов причудливой архитектуры:
Ну и самое, пожалуй, интересное место набережной Корниш - Dhow Harbor, то есть Бухта дау. Дау (или доу) – это общее название традиционных арабских парусников, архитектура и конструкция которых на протяжении нескольких веков остаётся практически неизменной. Существует множество модификаций дау: багла, бум, зарук, самбук, одам, данги, джахази и т.д.
Дау мне встречались и в Эмиратах, и в Омане, и даже на Мальдивах, но такого их количества и разнообразия, как здесь, я ещё не видел:
Жена сфотографировала меня на фоне «непобедимой армады» катарских дау. Рассматривать их, конечно, интересно, но солнце жарит так, что чувствуешь себя кебабом на мангале…
Форштевни некоторых дау украшены богатой резьбой. А ещё на них встречаются якоря незнакомой мне системы:
Впрочем, сегодня главное предназначение дау – катать иностранных туристов. А местные жители, которые, как известно, самые богатые в мире, предпочитают вполне современные яхты, преимущественно моторные. На этом пирсе справа видны форштевни дау (торчат, как лезвия клинков), а слева расположена стоянка очень недешёвых яхт:
С набережной мы отправились на старинный рынок Сук Вакиф. Пекло становилось невыносимым, а в центре Дохи совсем нет тени. На улицах и площадях безлюдно; вокруг лишь раскалённые камни.
Сук Вакиф обычно называют старинным, хотя он на самом деле не такой уж старый – построен в середине прошлого века. А отреставрирован после пожара вообще лишь в 2008-м. Но его постройка велась по древней технологии – из глины (самана), армированной деревом. А поскольку подходящую древесину в аравийских пустынях в былые времена найти удавалось редко, в ход шли кривые стволы, сучья и прочие дрова.
Главное здание рынка Вакиф:
Вопрос, почему на многих арабских (и не только арабских) глинобитных зданиях из стен торчат палки, для меня так и остался неясным. Встречал несколько версий, но ни одна из них мне не кажется убедительной.
А вот на некоторых пристройках к глинобитным зданиям можно разглядеть старинную технологию строительства во всей красе. Здесь хорошо виден каркас из брёвен, связанных верёвками, а крыша покрыта плетёным тростником:
Значительную часть рынка Вакиф занимают сувенирные магазины. Одни из самых популярных предметов арабского быта – аутентичные медные кувшины разных размеров:
А в этом самоваре, пожалуй, уместится вполне упитанный джинн:
На рынке есть и натурные образцы традиционных арабских лодок. Обратите внимание на забавную форму вёсел:
Наверное, вы заметили: на улице торговцев рядом с товаром нет. Они стараются спрятаться от жары в галереях:
На одной из улочек рынка Вакиф встретился вот такой «лайк» - скульптура в виде золотого большого пальца:
Сразу вспомнился Париж, район Дефанс… Как выяснилось, автор обоих пальцев – парижского и здешнего – один и тот же: Сезар Бальдаччини. Катарские шейхи очень любят заказывать копии (или авторские повторения?) получивших известность арт-объектов.
Обитатели и посетители рынка. Местные катарцы-арабы – все в белом (кроме женщин, разумеется). Исключение составляют разве что военнослужащие:
А вот этот работник явно не местный. В Катаре 60% населения – понаехавшие гастарбайтеры из Пакистана, Индии, Ирана и прочих окраин Аравийского моря:
Ещё несколько снимков уголков колоритного рынка Сук Вакиф и примыкающих к нему закоулков:
Не знаю, за какие грехи этого катарского кота упекли за решётку… Но вид у кошака грустный:
Хотя, возможно, кот просто ждёт своего покупателя. Позже я узнал, что на Вакифе есть свой «птичий рынок», где торгуют самыми разными животными, включая охотничьих соколов. Но рынок большой, и мы до этого сектора не добрались.
Ещё чуть-чуть всякой катарской всячины. Традиционные медные фонари:
Так выглядят автомобильные номера:
После центра старого города мы собирались отправиться на северную часть набережной Корниш - в район новостроек и небоскрёбов. Но невыносимая жара и утомительный ночной перелёт сделали своё дело: от первоначальных планов пришлось отказаться и возвращаться в аэропорт. За год до этого мы были в Эмиратах и подумали, что после Дубая современной арабской архитектурой нас не удивишь. А вычурными небоскрёбами Дохи мы и с другой стороны бухты уже налюбовались:
Некоторые образцы пафосной современной архитектуры нам встретились и в старом городе. Например, Исламский культурный центр Абдуллы Бин Зайда:
Какое-то офисное здание в стиле архитектурного кубизма (назовём его так):
И его полная противоположность - Национальный музей Катара, спроектированный французским архитектором Жаном Нувелем:
Эта прогулка по Дохе стала тем редким случаем, когда мы по своей воле досрочно вернулись в аэропорт, хотя до вылета оставалось ещё часа четыре. Но очень захотелось прохлады! А аэропорт Хамад - новый (открыт в 2014 году), большой, просторный и вполне комфортабельный. До сингапурского Чанги (в котором, как мне кажется, можно нескучно жить неделями, не выходя) он не дотягивает, но всё равно я бы назвал его одним из лучших, где мне довелось побывать. Вот он внутри:
В терминалах помимо традиционных магазинов и ресторанчиков есть много разных «фишек». Одна из них – столь горячо любимые катарцами объекты контемпорари арта. Самый известный их них - гигантский жёлтый плюшевый (как бы) медведь с лампой, созданный швейцарско-американским художником Урсом Фишером. На самом деле семиметровая игрушка вовсе не мягкая и совсем не дешёвая: она отлита из бронзы, весит чуть ли на 20 тонн и обошлась шейхам в 7 млн баксов!
Есть в аэропорту и динозавры. Слева предупреждающая табличка: палец им в рот не клади!
Это посещение Дохи в октябре 2019 года было последним пунктом нашей посткруизной программы. Ему предшествовали Гавайи, замечательный океанский переход через Тихий океан, пересечение экватора, Полинезия, Новая Зеландия, Австралия… И завершал кругосветное путешествие перелёт Катарскими авиалиниями через Доху. Да, в отношении погоды этот последний пункт оказался самым некомфортным. Но всё равно интересным.
Впрочем, неинтересных путешествий не бывает. Во всяком случае, я ни одного такого не помню.
Все фотографии сделаны автором.