Найти в Дзене
TacticMedia

Николай Колядко. Декабрь 41-го: Первый облом

Вслед за японскими авиаударами, обрушившимися в течении 7/8 декабря 1941 г. на американские, британские и голландские военные базы от Пёрл-Харбора до Сингапура, настало время «специальных десантных сил флота» – японские морпехи приступили к захвату плацдармов. К исходу третьего дня войны самые лёгкие цели – острова Гилберта и о. Гуам были уже заняты, а на основных объектах первого этапа японского вторжения – филиппинских островах Лусон и Минданао, голландско-британском о. Борнео (Калимантане) и британской Малайе полным ходом шла высадка основных экспедиционных сил Императорской армии. И лишь в одном месте отлаженная машина японского блицкрига дала неожиданный сбой. Этим крепким орешком оказался крохотный атолл Уэйк.

Японские десантные операции первых дней войны.
Японские десантные операции первых дней войны.

Этот тихоокеанский атолл европейцы впервые открыли ещё в середине XVI века. Но поскольку на трёх маленьких, заросших кустарником необитаемых островках атолла не имелось ничего интересного (даже источников пресной воды), то два с половиной века он так и оставался «ничейным». США объявили атолл своей территорией ещё в 1899 г., но применение ему нашли лишь в 1935 г., построив на Уэйке один из промежуточных «гидроаэродромов» и гостиницу для отдыха пассажиров четырёхмоторных «воздушных клиперов», летающих лодок авиакомпании «Пан Америкэн», совершавших регулярные трансокеанские рейсы по 12,5 тыс. км маршруту Сан-Франциско – Гонолулу – Мидуэй – Уэйк – Гуам – Манила.

Одна из летающих лодок «Мартин» М-130 компании «Пан Америкэн», совершавших транстихоокеанские рейсы. Манила, 1936 г.
Одна из летающих лодок «Мартин» М-130 компании «Пан Америкэн», совершавших транстихоокеанские рейсы. Манила, 1936 г.

В начале 1941 г., когда на Тихом океане уже очень отчётливо запахло войной, в Вашингтоне было принято решение построить на пяти стратегически расположенных атоллах авиабазы ВМС США, а также организовать их оборону. Среди них был и Уэйк, на который в начале лета прибыло более 1200 гражданских строителей. Им предстояло построить казармы, укрепления и бетонную взлётно-посадочную полосу длиной 1520 м, способную принимать даже тяжёлые четырёхмоторные бомбардировщики. А в середине августа 1941 г. на атолл начали прибывать вооружение и первые подразделения из состава 1-го батальона береговой обороны Корпуса морской пехоты США, которые должны были составить гарнизон атолла.

Аэрофотоснимок атолла Уэйк, сделанный 3 декабря 1941 г. Хорошо видны три островка, из которых он состоял, а в юго-восточной части – взлётно-посадочные полосы аэродрома.
Аэрофотоснимок атолла Уэйк, сделанный 3 декабря 1941 г. Хорошо видны три островка, из которых он состоял, а в юго-восточной части – взлётно-посадочные полосы аэродрома.

Читать дальше >>>