Найти тему

Генетика в 9 классе. Сразу два урока: промежуточное наследование и анализирующее скрещивание

Почему сразу два? Во-первых, чувствую, что уже отстаю от школьного плана. А во-вторых, промежуточное особо расписывать нет смысла. Хороший урок для проверки знаний, ликвидации пробелов и дальнейшей выработки навыков решения задач. Не более того.

Я прожила в школе 26 лет. Теперь я счастливая неунывающая пенсионерка, дорвавшаяся до интернета. Люблю готовить, вышивать, гулять и смотреть кино. Делюсь с читателями всем, что есть за душой. А еще выкладываю на канале все, что наработала за школьные годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье!

Рассматриваем любой пример, хоть с белыми и красными коровами, хоть с цветками ночной красавицы. Выявляем особи с промежуточным типом наследования. Если есть желание, можно акцентировать внимание учеников на том, как элегантно решается проблема, называемая «кошмаром Дженкина».

Ночная красавица. Фото с ресурса https://www.kleo.ru
Ночная красавица. Фото с ресурса https://www.kleo.ru

Обязательно записываем правило чистоты гамет и подчеркиваем, что это основное достижение Менделя. Можно сказать, прорывное, особенно если учесть, что в те времена вообще плохо представляли себе, что же все-таки наследуется.

При решении встречаем небольшую проблемку: как записать гены, равные по силе. Не знаю, как принято сейчас, но во времена старинные (прошлый век) мы ставили над буквами, обозначающими гены, горизонтальные штрихи. И проговаривали, что «А-большое-штрих — это условно доминантный ген, а-малое-штрих — это условно рецессивный ген».

Для урока по анализирующему скрещиванию я придумала когда-то деловую игру. Пару раз провела ее — в принципе, понравилось. Один из этих уроков был открытым. Гости оценили, хотя и отметили, что слегка замудрено.

Я эту деловую игру здесь опишу, а вы уж сами решите, насколько она «замудрена» и стоит ли ее использовать.

Игра заключается в том, что ученики разыгрывают работу зверофермы, продукцией которой являются шкурки норок.

Европейская норка. Фото с ресурса https://balakhna.online
Европейская норка. Фото с ресурса https://balakhna.online

Сразу оговоримся, что если учитель настроен резко против звероводства, то он может заменить звероферму на какое-либо иное производство, например, на конезавод, который продает спортивных лошадей. Повторю, что цель игры — познакомить учеников с проблемой невозможности определить генотип особи, несущей доминантные признаки, по фенотипу. А на каком материале это сделать — неважно.

Я тоже не в восторге от звероводства, однако игру придумала очень давно и на тот момент ничего иного просто не пришло в голову.

Итак, для игры требуется разделить класс на шесть групп, каждая из которых получает карту-задание. Три из них приведены на фото ниже.

Задания для групп следующие.

1 группа — Маркетинговый отдел. Сотрудники отдела изучают график динамики спроса на шкурки разного цвета и делают прогноз рынка на ближайшее время.

Предполагаемый ответ — хорошо будут продаваться шкурки черного цвета, на коричневые спрос падает в течение многих лет.

-4

2 группа — Плановый отдел. Сотрудники отдела, имея на руках цифры, докладывают о планируемой сумме выручки, которая покроет расходы и позволит ферме развиваться дальше.

Как вы видите по смешным суммам, игра была задумана в начале нулевых годов.

-5

3 группа — Дирекция. По сюжету Дирекция — это вновь назначенные сотрудники, которые исследуют состояние дел на звероферме и обнаруживают, что учетные карточки норок находятся в плачевном состоянии. Часть залита чернилами, часть порвана или повреждена как-то иначе. Дирекция должна подумать и сформулировать задание для зооинженеров.

-6

Предполагаемый ответ Дирекции — Зооинженеры должны провести такие скрещивания, чтобы получить потомство только черного цвета.

4 и 5 группы — Зооинженеры. Сотрудники отдела составляют получают от Дирекции задание и составляют схемы скрещивания. А мы ведь не зря решали на одном из предыдущих уроков Большую задачу. Мы знаем, что при скрещивании носителей доминантных признаков при неизвестных генотипах могут получиться расщепление. Вот это расщепление Зооинженеры и предъявляют широкой публике. Мол, мы старались, а вышло — что вышло.

Все схемы скрещивания и результаты записываются на доске.

6 группа — Экономический отдел. Сотрудники отдела выясняют, каков процент потомства черного окраса ожидается в каждом из трех случаев, и подсчитывают убытки. Эти убытки призваны показать ученикам, что все серьезно и незнание законов генетики может привести к разорению предприятия.

Теперь, когда стало ясно, что без знания генотипов не обойтись, снова обращаемся к Дирекции. Что делать?

Предполагаемый ответ Дирекции: нужно как-то определить генотипы, восстановить учетные карточки.

Дальше думает весь класс. Каждая группа, независимо от названия, думает, как это сделать.

Ну, что могу сказать. Есть такие ученики, которые могут додуматься до анализирующего скрещивания. Если никак — надо помочь наводящими вопросами.

В зависимости от того, сколько времени останется до конца урока, можно провести обобщающую беседу, а можно и решить пару задач на анализирующее скрещивание.

Что скажете об этой деловой игре? Имеет она право на жизнь?