ИГОРЬ ИГОРЕВИЧ СИСМЕЕВ
(Продолжение. Начало: https://dzen.ru/media/id/5ef6c9e66624e262c74c40eb/voennyi-letchik-ispoved-posle-poletov-na-predposadochnoi-priamoi-63915265de8f5301fd36bc32 )
Таким докладом экипаж, произведший посадку, сообщает, что после его приземления и освобождения ВПП, до завершения полета осталось самое малое - зарулить на стоянку и выключить двигатели. А что дальше? А дальше у каждого свое. Своя личная жизнь свои интересы.
Третье тысячелетие ворвалось в нашу жизнь не только с непонятным словом «Миллениум», но и с множеством каких-то чужих слов: тренды, бренды, дилеры, провайдеры, которые для нашего уха были не только не понятными, но и не воспринимаемыми. Помимо всего прочего, «Миллениум» принес нам новые технологии в сфере коммуникаций и компьютерной техники. Казалось, совсем недавно мы удивлялись чудесам компьютера IВМ с 236 процессором и с операционной системой MC—DOC, а сегодня в мире существуют и на бытовом уровне используются многие виды «гаджетов», о которых не могли даже догадываться прежние писатели фантасты.
Приход «Миллениума» заставил на грани тысячелетий серьезно поволноваться авиационных специалистов УВД. Вопрос возник по поводу, на сколько адекватно отреагируют автоматизированные системы управления на сам факт появления в процессорах вычислительных систем, вместо привычных года, даты и времени 1999.12.31.23.59.59, нового числа 2000.00.00.00.00.00. со многими нулями.
Авиационный мир не исключал системного сбоя, что могло привести к непоправимому. Было даже предложение, на момент перехода посадить всю авиацию на землю и переждать этот рубикон тысячелетий. Но когда все просчитали, то оказалось, что на земле не хватит всех существующих аэродромов и пригодных для посадки площадок, чтобы разместить летающий самолетный парк планеты, Поскольку большая его часть постоянно находится в воздухе.
По мере развития средств коммуникаций и у системы обучения появились новые возможности, такие как дистанционное обучение в компьютерных сетях, консультирование в прямом «чате», тестирование на расстоянии. Все эти новшества пришли и в наш центр. На основании новых веяний и имеющихся физических возможностей, нами были разработаны в электронной версии учебные материалы и тесты для обучения и оценки знаний слушателей с использованием компьютерных классов. Были эти тесты утверждены в Авиационной администрации и явились материалом «весьма секретным», не подлежащим никакой корректировке и дополнениям.
Однако в наше время нет ничего такого «весьма секретного», что нельзя купить, продать или просто получить на основе дружеских, родственных или кумовских отношений. Тест представлял собой сотню контрольных вопросов и по три альтернативных ответа к каждому из них. Время тестирования было ограниченно, и в зависимость от того, какое количество ответов было правильно освещено за установленное время, слушатель получал заработанную оценку. При разработке тестов было требование, что бы все вопросы и ответы формулировались на «телячей украинской мове». По моему мнению, правильно было бы составлять тестовые задания как на украинском, так и на русском языках, но это почли за извращение и заявили: «Живем на Украине, надо знать украинскую мову.» Я был категорически против чистой украинизации, так как украинские переводы технических терминов и понятий, из-за скудности языка, не соответствовали истине.
На меня были наезды, но я сказал, что никогда не назову русское понятие «пограничный слой», украинским выражением «прыкордонный шар». Какое отношение и сравнение, имеет физическое понятие, обозначающее прослойку воздуха, прилегающую к поверхности крыла и понятие Государственная граница?
К необходимости составлять тесты как на украинском, так и на русском языке, меня подтолкнул один такой случай. В курируемой мной группе проходил обучение один авиадиспетчер, по национальности татарин из Крыма. Он никак не мог получить положительный результат по проводимым учебным тестам. Ему, как правило, не хватало времени. Ответы были правильными, а вот процент освещенных вопросов, не позволял перешагнуть через планку установленных минимальных ограничений. Я стал с ним разбираться и выяснил, что он, читая содержание вопроса на украинском зыке, переводит его сперва на русский, а далее для осмысливания, на татарский, Таким образом, он теряет отведенное драгоценное время. При зачетном тестировании, для того чтобы получить, положительный результат, я стал рядом с ним и в процессе теста подсказывал ему на какой из трех ответов необходимо нажимать. Результат был отличным. Машина зафиксировала и заархивировала все, кроме моего должностного подлога.
Были и другие, не менее забавные случаи. Однажды к нам в центр позвонили и от лица первого заместителя Генерального директора, курирующего спорт, в настоятельной форме порекомендовали, ускорить процесс обучения и выпуска двух молодых авиадиспетчеров, членов сборной предприятия по футболу. Мотивировкой такой просьбы было то, что они должны пройти спортивные сборы, перед поездкой на мировой диспетчерский чемпионат в Акапулько. Как говорится: «Приказ командира, дуракам закон не писан» и мы взялись за процесс их интенсивного обучения. Когда они пришли на тестирование по моим дисциплинам, то я увидел, что эти ребята, слабы как никто иной. Они в отдельности, каждый за себя, не могли пройти, тест. Я им порекомендовал понажимать кнопки, сидя рядом. При этом, один тестируется, а второй с помощью конспекта ему подсказывает и помогает. И вы знаете? Сработало. Такими совместными действиями, они осилили все зачеты и уехали в Мексику, поднимать престиж, украинского любительского футбола.
А этот случай, был из ряда вон выходящий. Так получилось, что два авиадиспетчера никак не могли осилить тесты по одной из моих дисциплин. В день официальных зачетов, они получили по двойке. У них было еще две попытки защитить свою честь. Но поскольку их знания были на столько «глубокими», что ни о каком повторении пройденного материала не могло быть и речи, то я порекомендовал им не тратить время зря, а потренироваться в « угадывании» правильных ответов и нажатии, понравившихся им кнопок интерфейса. Это было до обеда. После обеда эти «вундеркинды» пришли ко мне и заявили, что потренировались и готовы ко второй попытке.
- Готовы, так готовы.
Благо, что до компьютерного класса не более десятка метров. Повторная попытка, показала, что для шлифовки знаний до совершенства, у них есть необъятные просторы, как по их глубине, так и по содержанию.
- Ребята. Повторяю. Вам науку учить поздно. Тренируйтесь угадывать. И только это вам поможет. Встретимся завтра, - сказал я, подводя итог их второй попытки.
Уж, чем замечателен наш народ, так это его открытостью и непосредственностью. Если он что-то задумал, так это он должен обязательно выполнить, не глядя ни на что. И именно сейчас, именно в сию минуту. Не прошло и часу, как в дверях нашей учительской снова появились эти две морды. Не заходя в помещение, и не взирая на большое количество в нем присутствующих, они прямо с порога, призывно поманив меня рукой громко заявили :
- Пошли начальник, поляна уже накрыта. Сдаем зачет и начинаем «гульбенить». Все будет, как в лучших традициях «Аэрофлота».
Я посмотрел на них, а потом на начальника отдела Гусева Валентина Викторовича и с улыбкой сказал:
- Иди Валик. Тебя приглашают, ты же у нас начальник….
Кстати. О традициях «Аэрофлота». В те, давно минувшие времена, когда учеба специалистов «Аэрофлота» велась в отдельных Учебно-тренировочных отрядах, сложилась такая традиция. Группа слушателей, заезжая на учебу, в первый же день собирала денежные средства, что бы «отблагодарить», преподавателя, за успешно принятый зачет. Благодарность была в виде бутылки коньяка, водки, или вообще, накрываемой «поляны». Все зависело от сложности зачетов, экзаменов или чванства их принимающего. Были случаи, когда преподаватель, подцепив кого-то на крючок, предлагал ему пересдать экзамен в ресторане, разумеется, за счет студента. И это считалось, в лучших традициях «Аэрофлота».
С такой традицией я встретился после проведения своего первого зачета в группе. После того как был подведен итог занятий, объявлены оценки и слушатели покинули класс, я сел оформить классный журнал, занося в него отметки и делая соответствующие записи. Возле меня в это время находился старший учебной группы, который должен был забрать и сдать этот журнал в учебную часть. Выполнив свою работу, я передал журнал старосте, и было собрался идти, как услышал от него:
- Не обижайте нас. Не нарушайте славных традиций «Аэрофлота».
- О чем ты говоришь?
- О том, что лежит в выдвижном ящике вашего стола.
Я выдвинул ящик и увидел бутылку коньяк.
- Да что ты? Это лишнее.
- Это не лишнее. Это традиции, не соблюдать которые большой грех.
Так, в течение ряда лет, мне приходилось бороться с грехом, ради сохранения славных традиций. И таким борцом за сохранение традиций, я был не один, а все те, кто рядом со мной вел занятия и принимал экзамены или зачеты. Было у тебя в какой-то день три зачета- перенимай, поддерживай и сохраняй «три традиции».
Правда, сохранялись они не долго. Как правило, до ближайшей пятницы, именуемой в народе «казацким днем». И в этот день, за час до окончания рабочей недели, в какой- нибудь лаборатории или мастерской, в кругу немногочисленных близких друзей (инженера-программиста, снабженца и простого механика по ремонту электронной техники), при тонко нарезанном и вкусно пахнущем сале, с прожилками мяса и мягкой подкопченной шкуркой, открытой баночке маринованных грибов, свежей копченой скумбрии или шпротах, не без участия соленных хрустящих огурчиков, заправленных постным маслом и слегка подсахаренной квашенной капусте (на худший случай маслинах), «традиция» поддерживалась до тех пор, пока она лилась в стопку и до того времени, пока звучал короткий тост «За «Аэрофлот!», и за его традиции.
Это продолжалось до определенного момента и вдруг в один прекрасный день все резко кончилось. А жаль. Кончилось без громких разоблачений, шумных скандалов, обвинений в вымогательстве и взяточничества. Все прекратилось в один миг «Как будто бабка пошептала».
Когда, ради интереса, я проанализировал ситуацию, то понял, почему это так произошло. А все было очень просто. Критическая масса тех, кто по молодости лет не застал Аэрофлота, превысила количественный показатель, ветеранов этой славной организации. Аэрофлот для молодых стал просто авиакомпанией, в соседнем государстве. А о каких традициях к чужому, может быть речь?
Получившую в нашем центре практику электронного обучения, я воспринимаю отрицательно. Не потому, что я ретроград или закостеневший консерватор. Просто потому что, по моему мнению, при обучении, нужно живое общение обучающего и обучаемых. Тогда можно донести до слушателя то, что он должен усвоить. Практика показала, что главной целью слушателей при таком обучении, является не получение знаний, а получение проходной оценки. А каким способом это будет достигнуто, это никого не волнует.
Мне в своей работе, приходилось наблюдать новую форму шпаргалок, используемых слушателями при электронном тестировании. На листке бумаги стройным столбиком написаны числа и цифры, Число обозначает номер вопроса, цифра – номер ответа. Все очень просто, не надо задумываться. Жми кнопку и получай. А если слегка изменить словесную обкладку вопроса, оставив его смысл, то такой электронно-обученный студент, станет в тупик, поскольку знает не физическую суть процесса, а внешний вид вопроса. Борьба за удешевление обучения (а на науке экономить – себе в убыль), привела к тому, что вместо десятисуточных курсов, наши «вожди» в один момент предложили поводить только двухдневный курс. Первый день заезд и по часу на доведение поступивших новшеств по предмету. Второй день - зачеты и на поезд.
В последний год своей работы, а закончил я ее 1июля 2012 г., общий объем проведенных мной занятий составил всего 45 часов. А это выходило по четыре с половиной часа в месяц. Именно это заставило меня задуматься, а не зря ли я трачу свое время? Дороже которого ничего для человека нет. Выходить из дому на работу в 7.15, возвращаться в 19.15. А не дорога ли плата за такую работу? Подумал я, подумал, и решил. Пора заканчивать. Пора заруливать на стоянку и выключать двигатели.
А как жить дальше? А дальше, жить так, как живут все в моем возрасте. В свое удовольствие и в своих интересах. Командир, принимай решение. И командир его принял, сказав окончательно: «ВСЕ, ХВАТИТ. ВЫКЛЮЧАЮ. ПОЛЕТЫ ЗАКОНЧЕНЫ».
Однако, «жить как все», с моим характером, не получается. У меня обязательно возникают какие нибудь «бзики», которые не дают мне спокойно существовать. То дом утеплить, обшив его пено-полистиролом, а сверху пластиковым сайдингом. То самостоятельно, и в одном лице, снять трехлетний шифер на крыше, и заменить его на более прогрессивный и современный материал - американскую «Андюру». Красиво и легко. Вроде я эту тяжелую крышу держу на плечах, как Атланты землю. Могу за три дня постелить ламинат во всей квартире. А то в течение года, только по выходным и праздничным дням, на обычном домашнем чердаке, без изменений конструкции кровли, сделал мансарду из двух комнат. Когда пошел со своими чертежами заказывать для нее лестницу на металлической основе, то мне за нее загнули 3000$. А я жадный. Купил металл, сварочный аппарат, брошюру по электросварке. Научился варить и создал то, что хотел и всего за триста пятьдесят зеленых. Но за то, какое удовлетворение получил. Вот так оно во всем.
Человек живет, пока он творит добро. Творит добро либо материальное, либо духовное. Но обязательно творит, ибо: ТВОРЯЩЕМУ ДОБРО, ДА ВОЗДАСТСЯ.
(Продолжение следует)