Найти тему

Мнение редактора: "Ошибки копирайтеров, которые убивают ваш текст"

Каждый день я читаю десятки текстов от разных копирайтеров. Не хочу выступать училкой, которая стоит у доски и рассказывает ученикам правила русского языка. В то же время надеюсь, что, прочитав статью, коллеги, создающие контент, постараются не допускать этих ошибок, ведь они запросто могут испортить впечатление не только о написанном тексте, но и всей компании, ее продукте, экспертах.

Если вы часто встречаете какие-то типовые ошибки в текстах, пишите в комментариях, соберем большой полезный материал :)

Итак, ТОП-10 ошибок копирайтеров:

1. Тавтологии и плеоназмы

Простой случай – повтор однокоренных слов в одном или в соседних предложениях:

Медики используют медицинские приборы для диагностики.

Предлагаем колесные диски для японских автомобилей. С ними ваш автомобиль обретет неповторимый стиль.

Случай посложнее – избыточные конструкции:

Эксклюзивность делает этот продукт единственным в своем роде. (Эксклюзивный – это и есть «исключительный, единственный в своем роде)

Все представленные товары импортируются из-за рубежа. (Импортировать = поставлять из-за рубежа)

2. Неверное употребление местоимения «свой»

По правилам оно должно относиться к подлежащему и указывать на принадлежность ему, например:

Доверив свои деньги нашему банку, вы можете быть спокойны за их сохранность и прирост капитала. (Подлежащее – «вы»)

На практике часто встречаются конструкции, где местоимение относится к дополнению, создавая путаницу в тексте:

Вы можете попросить руководителя установить увлажнитель воздуха в своем кабинете. – В чьем именно, вашем или руководителя? Здесь лучше употребить личные местоимения в зависимости от контекста: «в вашем кабинете» или «в его кабинете».

3. Неуместный разрыв сложных предложений

Слишком длинные сложные предложения со множеством придаточных перегружают текст, поэтому их советуют делить на несколько простых. Но делать это нужно аккуратно. Не допускается такой разрыв предложения, когда после точки идет служебное слово, ранее соединявшее части сложного.

Врачи считают, что есть на ночь вредно. Потому что это сбивает цикл питания и приводит к перееданию.

Врачи считают, что есть на ночь вредно. Это сбивает цикл питания и приводит к перееданию.

4. Нагромождение предлогов

Нужно стремиться избегать конструкций, где предлоги «нанизываются» друг на друга. Такие предложения сложно читать и понимать

В каталоге В нашем интернет-магазине представлены мужские рубашки В разнообразной цветовой гамме.

В каталоге нашего интернет-магазина (или В нашем каталоге) представлены мужские рубашки разных цветов.

5. Неправильное согласование частей предложения

Особенно часто встречается при деепричастных оборотах. Действия, называемые основным глаголом-сказуемым и деепричастием, должны выполняться одним и тем же субъектом:

Поставив металлические двери, возникает чувство защищенности (Субъект действия – вы, а не чувство)

Поставив металлические двери, вы испытаете чувство защищенности.

Другой пример – соединение в одном предложении не связанных определений:

✘ Эти обои влагостойкие, безопасные для детей и сделаны в Петербурге.

Если нет возможности разделить такое предложение на несколько, лучше его перестроить:

Петербургские обои влагостойкие и безопасны для детей.

6. Ошибки в употреблении двойных союзов

Союзы, состоящие из двух компонентов, например КАК… ТАК И, часто ставятся в неверном порядке. Обе части должны стоять перед однородными членами предложения.

✘ Сувенир с логотипом фирмы как позволяет выразить уважение партнерам, так и преданным сотрудникам.

Сувенир с логотипом фирмы позволяет выразить уважение как партнерам, так и преданным сотрудникам. ИЛИ Сувенир с логотипом фирмы позволяет как выразить уважение партнерам, так и отметить преданных сотрудников.

7. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Сказуемое должно стоять в том же числе, что и подлежащее, даже если смысловой контекст предполагает иное. Например:

✘ Коллектив специалистов разработали новый аппарат. (Специалистов участвовало несколько, но подлежащее – коллектив, а значит, нужно единственное число)

Коллектив специалистов разработал новый аппарат.

8. Отсутствие лида в тексте

Лид в журналистике – это первый абзац в тексте, который призван сразу обозначить тему текста и привлечь внимание читателя. В копирайтинге, особенно для интернет-ресурсов, его использование тоже необходимо, т.к. пользователь в первые секунды чтения делает вывод, интересен/полезен ли ему этот текст. Лид должен быть максимально четким и информативным.

✘ Коронавирус идет по планете, обзаводясь все новыми штаммами. Врачи всего мира изо всех сил борются с болезнью, но полностью победить ее пока не удается. Что же делать в такой ситуации? На помощь приходит вакцина, но какая?

COVID-19 – новая коронавирусная инфекция, которая стремительно распространяется в мире. Единственный способ остановить заражение – всеобщая вакцинация. На сегодняшний день в мире разработано шесть видов прививок от коронавируса. Сравним их достоинства и возможные побочные эффекты.

9. Списки сразу после заголовка

Даже если подзаголовок в тексте звучит как приглашение к перечислению («Наши преимущества», «Побочные эффекты от процедуры», «Виды сковородок»), нельзя начинать список сразу после этого. Необходим мини-лид, который обобщит все представленные позиции. При этом следует избегать тавтологии с заголовком.

Виды сковородок

  1. Антипригарная
  2. Вок

✓ Виды сковородок

В зависимости от назначения и характера покрытия выделяют следующие типы посуды для жарки:

10. Объединение в одном списке разных характеристик

Если необходимо рассказать, что продукция различается по материалу изготовления, области применения, цвету и т.п., для каждого из этих признаков необходимо создать отдельный список.

Сковородки бывают:

  • разного диаметра;
  • для блинчиков;
  • гриль;
  • каменные;
  • тефлоновые;
  • утятницы и др.

Диаметр сковороды может составлять от X до XX см. Для приготовления разных блюд выпускаются:

  • сковороды для блинчиков;
  • утятницы;
  • кеци – грузинская сковорода для порционных закусок из мяса, рыбы, овощей;
  • WOK;

По материалу изготовления сковороды могут быть: