Найти тему
Аджайлишная

Ретроспектива: что, зачем, хинты, ошибки

Юра Мосин:

«Ретро — одна из встреч в фреймворке Скрам, неотъемлемая его часть. Встреча делает жизнь команд легче, и проводится в конце каждого спринта.

Можно сказать, ретро — олицетворение трех столпов эмпирического подхода в управлении:

  • Прозрачность (что происходило в предыдущем спринте)
  • Инспекция (анализируем это произошедшее)
  • Адаптация (делаем выводы, используем эти выводы в дальнейшей работе и ищем улучшения).

На самом деле ретро полезно использовать везде, в любом фреймворке, не только в Agile-командах. Например, в конце проекта оценить работу над ним, найти ошибки, понять, а почему так получилось, какие риски не заметили — и учесть все это в работе над следующим проектом.

Просто в Скраме частые петли обратной связи, это особенность фреймворка, — и в этом разница между подведением итогов целого проекта и регулярного ретро.

Как и любое событие в Скраме, ретро имеет свой таймбокс — и его размер зависит от длины спринта. Если спринт месячный, ретро идет 3 часа. Двухнедельный спринт заканчивается полуторачасовым или даже часовым ретро.

Обычно ретро делится на несколько этапов:

  1. Создание атмосферы, разминка
  2. Сбор информации — пытаемся понять, что происходило в этом спринте, какие были проблемы
  3. Формируем понимание у команды, какие собранные факты были важны, занимаемся приоритизацией, ведь абсолютно все за пару недель следующего спринта исправить невозможно
  4. Вырабатываем план действий, генерируем решения вопросов, изменения для следующего спринта
  5. Собираем обратную связь, благодарим друг друга за встречу, за открытость, и ретро завершаем.

Упражнения и форматы внутри этапов могут быть разные.

В качестве разминки, например, что только не используют. Я заметил, хорошо заходят карточки с картинками: просим, как вариант, описать свое текущее состояние или впечатления от спринта, выбрав карточку. Для оффлайн встреч — то, что надо.

Карточки с картинками
Карточки с картинками

Если говорить про онлайн — поможет доска Миро. Как вариант, попросить каждого быстро сфотографировать что угодно, находящееся рядом, и выложить на доску. Разговор на разминке после этого, как правило, завязывается сам :)

Вообще приемы с визуализацией, включающие воображение, отлично работают. На следующих этапах, к примеру, часто используют формат Sailboat — визуальное упражнение, в котором команда рисует цели для корабля (команды) и определяет якоря (затруднения).

Sailboat
Sailboat

Бывает так, что команда привыкает к одному упражнению, и использует только его. А случается, что команде интересно каждый раз экспериментировать, и для них можно постоянно использовать что-нибудь новенькое.

Инструменты можно нарыть в retromat.org, например, внести в доску Миро — и дизайн готов!

Самое печальное, что может произойти на ретро — у команды возникнет ощущение, что встреча не работает.

«Зачем пришли, ниче не улучшается!».

Это может происходить, когда:

  • Команда обсуждает проблемы вне зоны ее компетенции (убеждаемся на ретро, что это зона компетенции команды, а если нет, идем с вопросами выше — может, проблема системная)
  • Пропущен один из этапов ретро, проблемы проговорили, а их решение — нет (идем по этапам)
  • Все проговорили, договорились, а в итоге ничего не сделали (на самом ретро сперва стоит убедиться, что вопрос готовы решать, а если и после этого ничего не происходит, тогда «включаем менеджера», напоминаем команде про договоренности, погружаемся в ее жизнь, поднимаем эти вопросы на дейли).

Могу сказать так: даже небольшие изменения мотивируют команду. Возможно, стоит начать именно с них, ребятам понравится, и оптимистичных лиц на ретро прибавится. Если они увидят ценность, вопросов «Зачем нам очередная встреча?» больше не будет, да и активность на этих встречах возрастет в разы.

Для полноценной работы с командой на ретро фасилитатору (роль которого обычно исполняет Скрам-мастер) надо быть погруженным в дела команды и понимать, чем она живет. Иначе можно пропустить какое-нибудь важное событие, произошедшее в спринте, не заострить на нем внимание, и весь нарисованный на ретро план канет в лету — ибо именно это событие и было самым важным.

Кстати. Какая бы роль в команде не скрывалась за фасилитатором, если последний хочет высказать что-то как член команды, он предварительно должен «снять шапку фасилитатора и обозначить:

«Ребят, сейчас я говорю не как фасилитатор, а как член команды».

Подытоживая, хочется дать еще несколько советов тем, кто фасилитирует ретро:

  1. Составьте фасилитационный план, пропишите упражнения с таймингами, подготовьте доски, флипчарты
  2. Создайте план Б! Прикиньте, как может пойти развитие событий. На всякий случай закиньте пару дополнительных упражнений в резерв. На 100% не спасет, но самоощущение будет что надо.
  3. Соберите в конце ретро обратную связь. «Была полезная встреча? Что прошло не так? Поставьте оценку! Напишите отзыв!». В общем, убедитесь, что провели время с толком, а если нет, сделайте выводы и измените что-то к следующему ретро.
  4. Будьте открытым к обратной связи, не зацикливайтесь на ошибках.
  5. Ничего не бойтесь