- Людочка, ты держись. - Говорили вокруг. - У тебя ещё вся жизнь впереди.
- Ничего, милая, и так случается. Найдёшь ещё опору в жизни.
Она закрывала лицо платком и мечтала, чтобы это всё поскорее закончилось. Отвечать на соболезнования было трудно, но причина крылась совсем не в безутешном горе, как думали окружающие. Люда боялась невольно, взглядом ли, жестом, выдать охватившее её облегчение...
Люду Кузьмину воспитывали бабушка и старшая сестра. Родители девочек погибли нелепо: на экскурсии, в горах, маленький туристический автобус сорвался в пропасть. Дети в это время гостили у бабушки, и печальное известие застигло их в тихом деревенском доме. Пятнадцатилетняя Рая с ужасом представляла, что было бы с ней самой, если бы родители поддались на уговоры и всё-таки взяли её с собой. Трёхлетняя Людочка ничего не поняла. Только плакала и спрашивала, когда приедут мама и папа.
До восьми лет она прожила с бабушкой. Некоторое время до Раиного совершеннолетия та промучилась в городе, присматривая за сёстрами, а потом вернулась в деревню, прихватив с собой Люду. Рая, окончив школу, поступила в институт и жила в родительской квартире. Студенческая жизнь захватила её, и о Люде Раиса думала редко. Пока бабушка не начала настойчиво напоминать, что малышке уже год как пора в школу, а первый класс организовался только в соседнем селе, до которого километров семь ходу.
Раиса, хоть и не горевшая желанием опекать сестрёнку, всё же оформила нужные документы и забрала девочку к себе.
В классе, не умевшая толком даже читать, Люда оказалась изгоем. Учение давалось ей тяжело, а заниматься с сестрёнкой дома у Раи времени не было. Дети смеялись над наивностью и доверчивостью одноклассницы и часто обижали девочку. Получив несколько замечаний от Людиной учительницы, Раиса строго отчитала сестру, и тогда, без того угнетённая сложившейся обстановкой, девочка совсем замкнулась в себе.
Помочь ей было некому. Бабушка после смерти дочери сильно сдала и, когда Люде исполнилось одиннадцать, отошла в мир иной. А других родственников, так уж сложилось, у сестёр не было.
* * * * *
Раиса сестру не обижала, но заботилась о ней скорее формально, нежели от души. Всё это привело к тому, что Люда постепенно превратилась в тихого, крайне неуверенного в себе и жаждущего ласки подростка. Ногти девочки всегда были обгрызены до мяса, привычка теребить край одежды и низко опускать голову при беседе крайне раздражала учителей. А одноклассники просто крутили пальцем у виска. "Тупая", "лохушка", "чокнутая" - это самые мягкие из эпитетов, которыми награждали её сверстники.
Всю свою любовь и привязанность девочка отдавала бездомной кошке во дворе. Та беспрерывно котилась и вечно была окружена разномастными котятами, которые потом девались неизвестно куда. Люда таскала из дома нехитрую еду. В её школьной сумке всегда лежали какие-то объедки, которыми она одаривала бездомных животных. Кошки или случайно встреченные бездомные собаки лизали руки девочке, и им было совершенно безразлично, как она одета и какие оценки теснятся у неё в дневнике. Однажды она попробовала принести домой котёнка, но сестра устроила ей скандал.
- Ещё чего не хватало! Я около тебя топчусь, не могу личную жизнь нормально построить, а ты ещё грязь бездомную сюда тащишь. Уноси, чтобы духа его здесь не было!
* * * * *
Поэтому, когда Люда встретила сильного, умного и уверенного в себе Георгия, она полностью растворилась в этом человеке. Она как раз заканчивала свой техникум пищевой и перерабатывающей промышленности, куда с трудом устроил её один из хороших знакомых сестры, когда увидела его.
- Девушка, как пройти на Волжскую улицу?
Не веря, что он обратился именно к ней, Люда вскинула на мужчину свои большие голубые глаза и замерла от его улыбки.
- Это там. - Она показала направление и тут же испуганно спрятала руку за спину. Состояние её ногтей по сию пору оставляло желать лучшего, дурная привычка никуда не делась, и сейчас девушке стало стыдно.
- Не могли бы вы меня проводить? Я не местный, в вашем городе по делам. Боюсь заблудиться, а времени у меня мало.
Привыкшая выполнять чужие распоряжения, она послушно пошла рядом с ним. Георгий умело строил разговор и вскоре уже имел общее представление о своей спутнице. Оставив какие-то документы в неприметном учреждении, он проводил Люду до дома...
* * * * *
Она уехала с ним, даже не думая. И документы на квартиру родителей подписала в пользу сестры тоже.
- Твой Георгий военнослужащий. Квартиру вам дадут, только если у тебя и у него собственного жилья не будет. - Уверенно заявила Раиса. - Поэтому сейчас всё оформим, чтобы муж тебе потом претензию не предъявил.
Привыкшая слушать сестру, Люда безропотно подписала всё, что требовалось.
В военной части, куда она приехала с мужем, работы для неё не нашлось. И девушка, услышав "Незачем тебе работать. У тебя муж есть", даже не стала возражать. Она вообще никому и никогда не перечила.
Первый раз Георгий ударил её за то, что она недосолила суп.
- Ты безрукая что ли?
Она трясущимися руками протянула ему солонку.
- Возьми, пожалуйста, можно посолить.
Солонка полетела на пол.
- Я сам буду решать, что мне можно и нужно.
Второй раз он удалил слабее, а когда она заплакала, долго и нудно выговаривал Люде о её никчемности.
- Как тебе живётся, Людочка? - Спрашивали женщины в гарнизонном магазине. - Привыкаешь?
Она улыбалась им и кивала.
- Молоденькая совсем. - Вздыхали женщины. - Скучает по своим, наверное.
А дальше потянулись безрадостные дни. Если муж возвращался в хорошем расположении духа, то ел, тащил молодую жену в постель, а затем засыпал, отвернувшись к стене. Если же на службе что-то не складывалось, Люду ждал ад. Он бил умело. Больно, не оставляя следов. А потом, и это было тяжелее всего, подолгу унижал жену словами. За свою жизнь она привыкла слышать не слишком лестные отзывы о себе, но речи Георгия непременно доводили её до слёз. Люде хотелось сбежать от всего этого, но бежать было некуда. Она уже знала, что ждёт ребёнка.
Раиса, которой Люда написала о своей беде, ответила коротко:
- Терпи, сестрёнка. Жизнь у всех сложная.
Обнаружив эту переписку, муж снова избил её. Случился выкидыш. Слух о несчастье в молодой семье сразу разошёлся по территории части.
- Ничего, девочка. Вы молодые ещё. Будут детки. Как же так получилось?
- Поскользнулась в ванной.
- Ох, беда какая. Людочка, ты держись.
Она держалась, давая волю слезам только в отсутствии Георгия и окончательно привыкнув к тому, что так устроена её жизнь, и другой не будет.
А когда однажды муж подорвался во время учений на полигоне, она не могла поверить в случившееся. Как же так? Откуда взялся этот не учебный снаряд, или что там ещё бывает? Кто освободил Люду из этого её маленького домашнего ада?
И теперь, когда все разошлись, Люда упала на кровать и вдруг улыбнулась в темноту. Свободна! Она свободна! Её не пугала тишина в квартире. Командир части сказал, что они сообщили матери Георгия о гибели сына, но та почему-то отказалась приехать. Может, и хорошо. Люда не знала бы, как вести себя с этой женщиной.
* * * * *
Оставаться на территории закрытой части было нельзя, да и право на получения жилья у её мужа, оказывается, было. И Люда стала обладательницей небольшой квартиры в маленьком провинциальном городке. Согласилась на первое же предложение и ничуть не жалела об этом.
Ходила, гладила рукой голые стены и улыбалась. Со стороны могло показаться, что молодая женщина лишилась рассудка, но только сама Люда знала, что должна была пережить, чтобы сейчас радоваться тому, что осталась совсем одна.
А вскоре в доме появился щенок. Люда шла по улице, и вдруг увидела бабулю, держащую за пазухой несуразный пушистый комок.
- Купи щеночка, доченька. Последний остался. Кнопка моя, негодница, обгулялась где-то. А щенки получились какие красивые. Я недорого продаю. Она у меня хоть и породистая, да отец-то невесть кто.
Малыш смотрел на Люду темными блестящими глазками, и сердце молодой женщины дрогнуло.
- Как же назвать тебя? - Спросила она у щенка, выпуская его на пол. - Ты такой крохотный. Может, Крош? Крошик.
Щенок согласно чихнул и сделал первую лужицу.
Так они начали жить вдвоём. Крош оказался очень сообразительным и ласковым пёсиком, и Люда наслаждалась тем, что рядом с ней теперь есть существо, которое любит её безо всякой оценки...
* * * * *
Надо было устраиваться на работу. Привыкшая, что ей всегда указывали, как следует поступать, Люда растерялась. Повертела диплом об окончании техникума и отложила его в сторону. В каком-то фильме она видела, как героиня покупала газету с объявлениями. Оказалось, что подобные издания существуют и сейчас.
Люда долго водила пальцем по строчкам, не решаясь позвонить. У неё не было опыта, она не знала, что надо говорить, какие задавать вопросы. Но всё же решилась. Кто-то из её собеседников, едва начав разговор, говорил, что она не подходит, кто-то обещал перезвонить. Это заняло много времени и отняло у Люды достаточное количество сил. На первом листе она вдруг увидела объявление от городской службы занятости и телефон.
- Приходите. - Коротко сказали ей.
Продолжение следует...ЧАСТЬ 2
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)
--------------------------------------------------------------------------------------
Внимание! Все текстовые материалы канала Йошкин Дом являются собственностью канала и объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование материалов данного канала без предварительного согласия правообладателя. Цитирование разрешено только при указании гиперссылки на канал Йошкин Дом https://zen.yandex.ru/id/5f8f427d77454e74d3aae539 Коммерческое использование запрещено.