Одним из самых заметных явлений в рамках насаждения на Западе «новой этики» стала так называемая «культура отмены» (cancel culture). Отмена, или, как еще говорят, кэнселинг – это попытка вычеркнуть человека, явление или произведение искусства из общественной жизни, а в идеале и из памяти людской. Помню, когда в Барселоне на представлении поющих фонтанов исполняли музыку П.И. Чайковского «Вальса цветов», люди поворачивались к русским и аплодировали. Да, эти аплодисменты были адресованы нашей культуре, нашей музыке, которую знает весь мир. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» — эта романтичная, чувственная и нежная композиция причисляется к самым узнаваемым произведениям великого композитора.
Что же происходит сейчас. За свою долгую сценическую жизнь балет «Щелкунчик» успел стать каноническим и получить прочную ассоциативную связь с Рождеством и новогодней атмосферой. Для многих поколений людей в мире эта постановка — такой же символ праздника, как роскошная и сверкающая огнями ель, под которой Мари и ее отважный друг встречают утро нового дня. Жаль, что в нашем новом мире не находится места старым добрым символам (в новых европейских постановках отказываются от классических декораций), но поощряется, пусть и зрительским безмолвием, поиск несуществующих смыслов в них.
Без традиционного рождественского «Щелкунчика» в этом году остались жители немецкой столицы. Спектакль на всемирно известную музыку Чайковского, который идет на сцене Берлинского государственного балета много лет подряд, отменили по причине «неполиткорректности». Поводом к такому решению послужили китайский и арабский танцы в постановке.
Этот балет и в Англии сначала хотели отменить, потом нашли другой выход – не указывать имя композитора. Сказка останется, музыка станет фоном. На афишах Лондона указаны: СЦЕНАРИЙ - Мариус Петипа в честь Э.Т.А. Гофмана ПОСТАНОВКА И СЦЕНАРИЙ - Питер Райт.
Прием «отмены» работает. Все зависит от того, как художественное произведение будет представлено в СМИ. Только на сайтах театров, но не на афише, можно найти имя композитора, и то с трудом.
https://afisha.london/2022/11/24/volshebnyj-shhelkunchik-v-londone-gde-smotret-prazdnichnyj-balet/
https://www.roh.org.uk/tickets-and-events/the-nutcracker-by-peter-wright-details
«Щелкунчик» многие считают в первую очередь детской сказкой, но оригинальная история совсем не детская. Скорее, это взгляд на тёмную сторону человека, как кошмар может проявить самые большие страхи человеческой сущности.
Балетмейстер Кировского театра Федор Лопухов писал: «Щелкунчик» – это размышление о жизни. Действие, где по одну сторону стоят Зильберхаузы, а по другую – оловянные солдатики, напрашивается на понимание людей как кукол, а кукол – как людей. Жизнь чистая, светлая наступает после 12 часов, хотя это ночь – так думает Гофман. Можно добиться радости, счастья, но для этого через зиму надо пройти – так думает Петипа. И в балет вводится «внезапно снежная буря».
Не следует нам забывать, что на открытие одной из самых престижных концертных площадок мира Карнеги-холл был приглашен наш русский композитор. Чайковский был вынужден прерваться в работе над балетом. Торжественное открытие состоялось 5 мая 1891 года и прошло с ошеломительным успехом во многом благодаря тому, что организаторам удалось добиться согласия одного из самых известных композиторов мира – П.И. Чайковского - прибыть из России на открытие зала и продирижировать любым из своих сочинений.
«Меня здесь всячески ласкают, чествуют, угощают. Оказывается, я в Америке вдесятеро известнее, чем в Европе. Сначала, когда мне это говорили, я думал, что это преувеличенная любезность. Теперь я вижу, что это правда… Я здесь знаменитость гораздо большая, чем в России».
Именно эта поездка в США несколько изменила музыкальный рисунок балета «Щелкунчик». В 1890 году Чайковский получил от дирекции Императорских театров заказ на одноактную оперу и двухактный балет. Историю создания музыки для балета можно узнать, посетив музей композитора в Клину.
9 декабря 2022 в день рождения музея открывается новая выставка. Проект посвящен 130-летию первой постановки двух сочинений П.И. Чайковского: оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик». Выставка – попытка погрузиться в смыслы и понять «код» заложенный Чайковским в соединении двух произведений.
А в специальном проекте портала «Культура. РФ» вы узнаете, как рождался самый новогодний русский балет и что скрывал Чайковский от коллег-композиторов, а также услышите легендарную музыку из «Щелкунчика» в редких записях фирмы «Мелодия» и увидите старинные фотографии первых постановок балета, которые сохранились в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина.
«Щелкунчик»: путешествие во времени
В Москве в Большом театре на европейское Рождество, а также 29 декабря будут представлять балет «Щелкунчик», и на первом месте афиши – имя композитора Петра Ильича Чайковского.
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ