В первое семилетие, да и во второе, для гармоничного развития ребенку необходимо находиться в поле родителей. И как бы ни было сложно из-за напряженного рабочего графика, придется подстраиваться, чтобы удовлетворить и эту детскую потребность, а не только, «здоров, сыт, обут, одет и пойдет». Где-то за пару лет до такого «эпохального события», как поступление в первый класс, к нему можно и нужно начинать готовить ребенка. Кому-то проще, если он уже ходит в муниципальный или частный садик, где приличная развивающая программа – остается отслеживать успехи и при необходимости помогать, если что-то не дается. Когда ребенок домашний или дошкольное заведение, которое он посещает, не дает необходимой базы – «спасение утопающих, дело рук самих утопающих». Придется самостоятельно искать подход, организовывать и проводить регулярные занятия. И тут есть несколько моментов, о которых нужно знать, чтобы не сделать хуже и еще до поступления в школу отбить у ребенка всяческое желание учиться.
Не бывает необучаемых детей, бывает неправильное воспитание
Стремление к обучению, к познанию нового, к самореализации – одно из базовых начал, заложенных в каждом из нас. И если в первом семилетии ребенок развивается правильно, если его не подавили и не заставили закрыться и не отсвечивать, он и сам легко включится в подготовительный процесс. «Пробежимся» по основам гармоничного воспитания.
- Безусловная родительская любовь и приятие – мой ребенок самый лучший, просто потому, что мой.
- Присутствие родителей в жизни ребенка – чем больше времени проводят с ребенком мама с папой или кто-то один, когда семья неполная, тем лучше.
- Безопасная среда – как только малыш начинает самостоятельно двигаться, он начинает испытывать окружающую среду. И запреты, жесткие ограничения, обвинения, худший из способов воспитания. Если не хотите, чтобы бились вазы и праздничная посуда, размазывались по полу продукты, вперемешку с мусором, а дорогая косметика оказывалась испорченной, ничего из перечисленного не должно быть в зоне доступа маленького естествоиспытателя. Когда он разбрасывает игрушки, пытаясь понять, с каким звуком они падают, что получается, если кинуть дальше или ближе, он тоже учится и запрещать нельзя, но складывать пусть обязательно помогает. Разбитый стакан или кружка, не повод наказать, а возможность получить полезный опыт о хрупкости некоторых вещей и опасности получающихся осколков. Поэтому если и случится какой-то серьезный урон в виде перевернутой плазмы или разбитого флакона брендовых духов – виноват не ребенок, а родители, которые оставили ему эту возможность. Пару лет назад в сети миллионы просмотров собирал ролик, где малышка с пухленькими щечками и ручками устроила потоп в квартире, открыв кран на радиаторе отопления. В комнате вода по щиколотку, ламинату ой, мама ругается, но снимает, детюшка насквозь мокрая, но в восторге, как и зрители. А если бы это была зима и в радиаторе кипяток градусов под восемьдесят, здравствуй, ожоговый центр? Тут действительно нужно радоваться, что халатность взрослых обернулась тратами для них же, а не трагедией. Ни при каком раскладе в жилье с маленькими непоседами не должно быть ни простых ручек без замков на окнах, ни легко открывающихся кранов на батареях.
- Прогулки на природе – гулять начинают с мелкотой в колясках, потом за руку, после под приглядом, но о пользе прогулок для детей никто не спорит. Гулять нужно регулярно и не только при хорошей погоде, ребенок должен видеть смену времен года и от каждого получать удовольствие. Идеально, если у родителей или родни есть возможность вывозить на прогулки за город, на природу, на отдых. И пусть это будет не пятизвездочный отель и бассейн с аниматорами, а пруд или речка и родные рядом, но чтобы было.
- Возможность выражения – ребенок, особенно до семи лет, сначала как губка впитывает, а потом ему необходимо поделиться, выразить эти впечатления. Дома обязательно нужен целый арсенал цветных карандашей, маркеров, ярких мелков и красок; альбомы, тетради, пачки листов для рисования разных форматов. Пусть придя с прогулки, где впервые увидел снег, он исчеркает «снежинками» лист, второй, третий, выразив свой восторг и уложив его в памяти. Или вернувшись с представления, набросает палочками с кружочками главных персонажей. Да хоть соседского бобика, облаявшего во дворе или кошку, сидевшую в окне, мимо которого проходили с мамой. У ребенка должен быть инструмент и свой удобный уголок, чтобы он в любой момент мог выплеснуть эмоции, как положительные, так и отрицательные, не в криках и катанием по полу, а на бумагу.
- Психологический комфорт – примерно с возраста семи лет дети начинают автоматически фильтровать окружение и не то, что отсекать, а просто не воспринимать то, что им неприятно или раздражает. До этого времени они совершенно беззащитны в психологическом плане. И лучшее, что родители могут сделать для своего ребенка, это уберечь от потрясений: не скандалить по поводу и без между собой; не ругаться матом; не выказывать постоянное недовольство действительностью, жалуясь на всех, вся и все; не включать криминальную хронику и боевики с разлетающимися в разные стороны зубами. Все то, что вы бы не хотели, чтобы ваш ребенок прочувствовал и запомнил, ему не нужно демонстрировать. И отговорка, он маленький, не понимает, только отговорка, умом может и не поймет, но эмоционально впитает и будет копить этот негатив в себе.
Как бы ни успокаивали себя родители – все мы родом из детства. И чем оно спокойнее в хорошем смысле, чем оно насыщеннее родительской любовью и положительными моментами, тем больше шансов, что из ребенка вырастит счастливый, состоявшийся взрослый.
Как заниматься с ребенком
Как и с взрослым, регулярно, периодичность зависит от наличия свободного времени у родителей и режима дня ребенка – раз в неделю, но больше по времени или несколько занятий короче. Главное, чего категорически нельзя делать – задавать жесткие рамки и пытаться давать информацию через интеллект. Дети воспринимают все через движение, ощущение и чувства, этими «инструментами» и нужно пользоваться. То есть – сказки, рисунки, ритмические песенки, ассоциации, игровой и предметный формат. Алфавит имеет смысл подавать на кубиках, через красочную азбуку с картинками. Если это магнитная доска с объемными буквами, то их учить тоже через ассоциации и наглядные примеры, щупать, вертеть в пальчиках, играть, а не заставлять зубрить на память.
В помощь родителям сегодня масса предметного материала – разноцветные счетные палочки и палочки Кюизенера, пластилин или более современная полимерная масса для лепки. Ребенок должен иметь возможность пощупать, пропустить через руки, увидеть глазами, принять сердечком, тогда он поймет, о чем речь и запомнит. Вместо готового материала можно его мастерить вместе с ребенком из подручных средств, будет еще эффективнее.
Примерно за год до школы можно пытаться сажать за удобную парту и приучать получать информацию в такой форме, но это не должна быть «принудиловка». Если ребенку надоест и захочется побегать или размяться, пусть отвлечется, не нужно заставлять сидеть через «не хочу». А как отвлекся, предложить продолжить занятие или несколько изменить подачу, например, складывали палочки, надоело, попробовать их рисовать или придумать сказку на счет. Зная своего ребенка, его привычки, его сильные и слабые стороны, родителям легче скорректировать программу подготовки. И выбрать тот способ подачи, который больше понравится будущему ученику – а уж кубики это, магнитные буквы, рисование или лепка, разберетесь.