Найти в Дзене
Окно в Перу

Президента Перу отстранили и арестовали

Женщина впервые и неожиданно для самой себя стала президентом Перу после того, как предшественник 60-летней Дины Болуарте на посту главы южноамериканской республики был подвергнут импичменту и арестован. В чем же провинился отстраненный от власти Педро Кастильо, чем интересна его персона и могут ли перуанские политические перипетии сказать на отношениях с Россией – попробуем разобраться.

ФОТО: GLOBAL LOOK PRESS
ФОТО: GLOBAL LOOK PRESS

Занимавшая пост вице-президента Перу Дина Болуарте была приведена к присяге в Конгрессе и стала аж шестым президентом латиноамериканской страны менее чем за пять лет. Церемония вступления в должность состоялась через несколько часов после того, как подавляющее большинство членов перуанского парламента проголосовали за импичмент бывшему главе государства 53-летнему Педро Кастильо.

Непосредственным поводом к отстранению Кастильо от власти стали заявленные им планы роспуска Конгресса и создания чрезвычайного правительства в преддверии предстоящего голосования законодателей по импичменту.

Призыв президента провести парламентские выборы для работы над новой конституцией вызвал череду отставок из кабинета министров и бурную реакцию со стороны высших должностных лиц. Итогом стал импичмент. В ситуацию вмешались и вооруженные силы, которые отвергли попытку Кастильо разогнать законодателей, назвав это «нарушением конституции».

Более того, вице-президент Болуарте раскритиковала план Кастильо по роспуску Конгресса, назвав его «переворотом, усугубляющим политический и институциональный кризис».

Отстраненный от власти в результате импичмента Кастильо был задержан полицией в столице Лиме «за нарушение конституционного порядка».

Таким оказался унизительный конец недолгого пребывания Кастильо у власти. Бывший школьный учитель и профсоюзный вожак был избран президентом Перу в июле 2021 года, победив правую кандидатку Кейко Фухимори с небольшим перевесом во втором туре.

К слову, отец соперницы Кастильо, Альберто Фухимори, был президентом Перу десяток лет – в 1990–2000 гг., при нем был не только проведен ряд экономических преобразований в духе неоконсерватизма, но и жестко подавлена наводившая ужас на страну террористическая левацкая группировка маоистского толка «Сендеро луминосо» («Сверкающий путь»). Недоброжелатели утверждали, что в прошлом Педро Кастильо якобы был связан с этим ультралевым движением, однако сам он отрицал подобные обвинения, заявляя, что в Перу при нем коммунизма не будет. Более того, в юности он даже состоял в отряде крестьянской самообороны для защиты от «сендеристов».

Но вернемся к Альберто Фухимори – несмотря на все его достижения, политик подвергся судебным преследованиям, уезжал в эмиграцию, был экстрадирован из Чили и получил реальный тюремный срок за злоупотребление властью. И когда в марте этого года Конституционный суд Перу постановил освободить 83-летнего Фухимори из-под стражи, тогдашний президент страны Педро Кастильо заявил, что не согласен с данным вердиктом и намерен оспорить его в международных судах.

Педро Кастильо считался представителем «розовой волны» новых левых лидеров в Латинской Америке. Выходец из провинциальной семьи неграмотных крестьян, Кастильо начал подрабатывать еще в подростковом возрасте, чтобы заработать на учебу, а затем вернулся в свой родной город, чтобы стать учителем начальной школы. Политическую известность он приобрел как один из лидеров забастовки школьных учителей в 2017 году. В президенты он пошел в качестве кандидата от социалистической партии «Свободное Перу».

При Кастильо страна столкнулась с серией протестов из-за роста цен на топливо и нестабильности, которая в значительной степени затронула работников транспорта. Недовольство выражали и горняки. Политик обещал усилить перераспределение богатства, предоставив государству больший контроль над рынками и природными ресурсами. Но деятельность главы государства наткнулась на препоны в виде отсутствия у него политического опыта и сильной консервативной оппозиции в Конгрессе.

Эту самую оппозицию Кастильо обвинял в попытках сместить его чуть ли с первого дня пребывания в президентской должности. Он обвинил генпрокурора Патрисию Бенавидес в организации «новой формы госпереворота» посредством, в частности, с рядом расследований о том, использовал ли он свое положение в интересах себя, своей семьи и ближайших союзников, торгуя влиянием, чтобы получить благосклонность или льготное обращение.

Политик неоднократно отрицал все обвинения и подтверждал свою готовность сотрудничать с любым расследованием. По его словам, обвинения в его адрес стало результатом «охоты на ведьм» против него и его семьи со стороны групп, которые не признали его победу на выборах.