Найти тему
kin0guru

"Коммандос" (1988) - индийский боевик из эпохи видеосалонов

В завершении темы о показах индийских боевиков, как вынужденной меры по утолению спроса на жанровое кино в СССР.

В мае 1988 года в Советском Союзе пока что ещё редкие владельцы видеомагнитофонов получили законное право открывать кооперативы для платного (по рублю, а то и больше) показа практически любых фильмов, так что как раз с того момента и берёт начало достославная "эпоха видеосалонов". Наши зрители массово ринулись штурмовать первые видеозалы (сам помню, какие очереди выстраивались тем летом на "Яростный кулак" с "Брусли" в главной роли), чтобы приобщится к тому, что десятилетиями, мягко говоря, не рекомендовалось к показу и просмотру. И речь даже не о "греческих смоковницах", а про обычные ширпотребные боевики, которыми нынче никого не удивишь.

Обложка саундтрека - из свободных интернет-источников
Обложка саундтрека - из свободных интернет-источников

Кинопрокат по мере сил тоже старался соответствовать, хотя и сложно было что-то противопоставить огромному репертуару с пиратских видеокассет, притом что наш зритель быстро привык к одноголосовому и зачастую гнусавому переводу. Да, кинотеатры по-прежнему предлагали большой экран и профессиональный дубляж, но по количеству кинокартин безнадёжно проигрывали, хотя американских лент уже в конце 80-х было закуплено на порядок больше прежних лет (помнится, "Звездные войны, эпизод 4" я в первый раз увидел не с экрана телевизора).

Что интересно, число новинок индийского кино, показанных в СССР, вплоть до 1991 года тоже только увеличивалось - и стояли они вероятно дешевле, и какой-то процент преданой публики, не пожелавшей променять Болливуд на Голливуд, оставался неизменным. Я никогда в это число не входил, хотя один-два фильма в год бывало посещал. Самое последнее, что мне довелось тогда посмотреть из индийского - это был какой-то комедийный боевик (возможно "Два заключённых").

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Заявленный в заголовке "Коммандос" (1988) я увидел лишь недавно, но название это мне было памятно еще с начала 90-х, так как моя двоюродная сестра привела его в качестве примера того, как индийцы нагло воруют сюжеты из американских фильмов. В данном случае не из одноимённого культового боевика со Шварценеггером в главной роли, но всё-таки. Я уже тогда не мог простить создателям "Танцуй, танцуй" (1987) заплагиаченного мотивчика из модерн-токинговского "Brother Louie", а новый факт просто отвадил меня от Болливуда - на пару десятилетий. Благо, недостатка в выборе, чего б такого посмотреть, я с тех пор не испытывал.

Примерно месяц назад "Коммандос" мне подвернулся на одном из телеканалов и всё оказалось вовсе не так уж плохо. Самое же главное, что с объектом плагиата - первой частью "Американского ниндзя" - я познакомился лишь в прошлом году и проклял за бездарность Майкла Дудикоффа и как актёра, и как "мастера" боевых искусств" (но в рецензии от kin0guru участвовать не стал). На его фоне "кавер-версия" с легендарным Митхуном Чакраборти смотрится как минимум на голову выше.

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Само по себе появление ниндзя и восточных единоборств в Индии конечно забавляет, но оно явно отражает этап модернизации (читай "вестернизации") индийского кино, который созвучен как с нашим перестроечным кинематографом, так и "эпохой видеосалонов" в целом. Но не только этим примечателен этот фильм.

Порадовала большая порция иронии, когда они в одном из эпизодов обыграли имя героини Аши и одной из "примадонн" индийской кинопесни Аши Бхосле, которая опять же и спела за кадром. В песенно-танцевальных номерах нашлось место как современным на тот момент ритмам, так и брэйк-дансу.

Без сомнения фильм и сейчас вполне смотрибелен, даже с учётом присущей жанру (в Индии особенно) большой долей условности. Удивил размах: на моей непродолжительной памяти Болливуд впервые выбрался куда-то в горы, где много диких обезьян снега да ещё и поднял тему международного терроризма. Главный герой в итоге противостоит не отдельным коррупционерам или привычной бандоте, а антигосударственной сети, целью которой является превращение страны в кипящий котел межэтнических и межрелигиозных столкновений.

Если что и покоробило - так это самосуд с методичным расстрелом, если не ошибаюсь, безоружных участников совещания негодяев-заговорщиков. Но спишем это на азиатскую жестокость горячность постановщиков и на эксцессы исполнителей.

3,5 из 5

(с) Albert Magnus специально для kin0guru