Лена Гылыжова:
«Каким бы прекрасным ни был продукт, если у клиента нет потребности, которую он может закрыть этим продуктом — продаж не будет. Клиентами, в лучшем случае, будут друзья и мама.
Создание продукта — невероятно сложный процесс. Расфокусировка, ошибки в логике, политические игры, эмоциональная привязанность к «потрясающей идее!» приводят к тому, что продакт-менеджеры создают никому не нужное. Опыт крутых, прокаченных PO говорит: 9 из 10 гипотез умирают, не принеся ни прибыли, ни славы. Главная причина провала — продукт не нужен клиенту.
Как все работает? Почему растет конверсия? Почему клиенты такие, какие они есть? Почему у клиентов такие потребности?
Зная ответы на эти вопросы, можно управлять миром, — ну или, как минимум, делать многообещающие продукты.
Проверка гипотез — единственный способ создавать знания во Вселенной:
1. Предполагаем что-то – выдвигаем гипотезу
2. Экспериментируем
3. Получаем ОС от коллег и пользователей. Желательно не от друзей и мам — есть шутка, что у 70% приложений андроид пользователями являются друзья и мама разработчика :)
4. На четвертом шаге гипотеза или умирает, или корректируется и идёт на следующий цикл, или подтверждается.
Знание можно создать с нуля, а можно взять уже созданное. Есть классная книга — «Кради как художник». Основная мысль: не нужно быть гением, нужно быть самим собой, в мире нет ничего оригинального. Часто это оказывается самой эффективной стратегией. Мы не создаем знание через проверку гипотез, а используем уже сконструированное кем-то другим. Главное — это сильно дешевле, чем создавать такое знание с нуля.
Но, допустим, придумали нечто, что еще никто проверял, чего еще не было именно в таком виде. И тут возникает вопрос:
А как проверять-то?
Для таких случаев есть несколько инструментов. Сегодня расскажем про один из них — Riskiest assumption test. Это проверка идеи ДО создания продукта.
Главное — не путать с MVP. При MVP-подходе команды создают минимальную версию продукта и передают ее пользователям. MVP не дает гарантию, что продукт понравится и за него заплатят, а деньги и время на его создание потрачены: собрали команду, год пилили, кол-во человек умножаем на зарплату и на количество месяцев + плюшки (офис, страховка, налоги). Три работника по 100К рублей — 3 600К за год до первого фидбэка. А в реалиях банка умножаем это итоговое число еще на 10.
Мини-эксперимент: остановитесь здесь и посчитайте, сколько стоит фича в вашем продукте!
RAT — инструмент выделения и проверки рискованных предположений, на которых основываются PO, создавая продукт, мечтая, что он будет супер успешным.
Например, что рынок будет расти дальше (раз рос предыдущие три года), что у конкретного сегмента есть нужда в продукте, и сегмент платежеспособен, и так далее.
Как применять RAT:
1. Выписать все рискованные предположения, на которых основана идея
2. Выбрать из получившегося списка несколько самых рискованных гипотез
3. Проверить их самым быстрым и дешевым способом из возможных (интервью, зеро-кодинг и так далее).
Для работы со вторым этапом можно использовать такой нехитрый инструмент:
В результате можно:
- Заранее увидеть тупиковые/смертельные сценарии развития
- Убедиться, что вы гений, и предположение работает
- Увидеть новые рискованные предположения и пойти проверять их.
Подробнее об этом можно узнать, как вариант, на курсах Ивана Замесина.