К предыдущей статье о человеческой речи и тексте.
Хотя бы этих вот девчонок спросить: какими вы видите общество и себя в нём, и ведёт ли ваш блогохайповый способ зарабатывать на жизнь к развитию человека как человека? Интересно было бы посмотреть на их реакцию.
Вспоминается резонансная история про двух сестёр-близняшек, которые лет десять назад на какой-то телевикторине на вопрос о том, что такое Холокост, ответили, что это клей для обоев. Общественное негодование было велико. Но меня сразу зацепило лицемерие этого общественного негодования: если у нас в стране настолько упал уровень образования, то причём здесь эти студентки? Если вы считаете, что всем нужно знать про Холокост и другие исторические факты – займитесь системой образования, а не пяльтесь, например, в телевизор, где потоком идут всякие дурацкие шоу и викторины; пустите свою энергию на конструктив, а не на обвинения малолетних жертв культурной деградации России в бессердечии и невежестве. А если уж хочется на кого-то накинуться, то накиньтесь не на девчонок, которые по вынужденному невежеству сказали глупость, – а на тех молодых парней, которые, задав в эфире этот вопрос, стояли и смеялись, глядя, как те гадают. Ведь если вы считаете, что при слове Холокост все должны погрузиться в скорбь, то спросите этих ребят: а что смешного? Ведь они знают, что такое Холокост, а следовательно их реакция и есть невежество и бессердечие.
Общественное мнение у нас пока хромает. Делает первые шаги, но хромает. И лицемерит.
И вот труженицы Тиктока. Это уже не наивная попытка ответа на незнакомый вопрос. Это намеренный – нельзя сказать, что сознательный, – но намеренный хайп на смерти и разрушениях в Донецке. А всё почему? Потому что это вызовет беззубое негодование, именно на это и расчёт. Негодование именно беззубое, потому что направлено не туда. Уберите почву, на которой произрастает цинизм. Цинизм штука хорошая, но обесценивается, когда входит в моду. Уберите почву – и не будет таких глупых роликов. Сделайте так, чтобы для каждого человека был значим вопрос: каким я вижу общество и себя в нём, и что я делаю для развития человека как человека – хотя бы себя?
P.S. Для тех студенток организовали экскурсию в Государственный музей Аушвиц-Биркенау в Освенциме – и они плакали, на эту тему снят документальный фильм. Можно, конечно, и этих тиктокерок свозить в Донецк – но, повторюсь, всё это паллиативные меры. Необходимо оздоравливать общественный организм, чтобы каждый человек чувствовал происходящее в любой клетке этого организма как происходящее в нём самом – и чтобы отдавал себе отчёт в своих реакциях на это.
А то, глядишь, девчата из тиктока и объяснят, в чём смысл сего действа. Нельзя исключать того факта, что их поведение при ближайшем рассмотрении окажется разумным