Найти в Дзене

Как составить акт сверки

Если контрагент должен вам денег, акт сверки взаиморасчётов поможет подтвердить это и взыскать долг в суде. Чтобы провести сверку, нужно учесть это условие в договоре с контрагентом и установить требования к её оформлению. В нюансах разобрались вместе бухгалтером-экспертом в Точке Натальей Зариповой. Кто готовит акт Регулярная сверка платежей с контрагентом позволяет согласовать расчёты с партнёрами или найти недостающие оплаты, а также избежать ошибок в учёте. Подробно о том, что такое акт сверки и зачем он нужен, рассказали в статье. Теперь разберёмся, что нужно, чтобы составить акт. Первый шаг — предусмотреть это в договоре и решить: Важно. Если в договоре про сверку ничего не сказано, партнёр может отказаться её проводить. Акт готовит бухгалтер компании — инициатора сверки или сам предприниматель на основе расчётов с покупателями и заказчиками. Пример. Фёдор занимается изготовлением ретромебели. Дерево он заказывает на фабрике, инструменты, крепежи и краски покупает в строительном
Оглавление

Если контрагент должен вам денег, акт сверки взаиморасчётов поможет подтвердить это и взыскать долг в суде. Чтобы провести сверку, нужно учесть это условие в договоре с контрагентом и установить требования к её оформлению. В нюансах разобрались вместе бухгалтером-экспертом в Точке Натальей Зариповой.

Кто готовит акт

Регулярная сверка платежей с контрагентом позволяет согласовать расчёты с партнёрами или найти недостающие оплаты, а также избежать ошибок в учёте. Подробно о том, что такое акт сверки и зачем он нужен, рассказали в статье.

Теперь разберёмся, что нужно, чтобы составить акт. Первый шаг — предусмотреть это в договоре и решить:

  • кто может быть инициатором сверки;
  • когда акт считается подписанным, например, если вторая сторона не вернула документ через 14 дней;
  • как часто планируете сверять расчёты.

Важно. Если в договоре про сверку ничего не сказано, партнёр может отказаться её проводить.

Акт готовит бухгалтер компании — инициатора сверки или сам предприниматель на основе расчётов с покупателями и заказчиками.

Пример. Фёдор занимается изготовлением ретромебели. Дерево он заказывает на фабрике, инструменты, крепежи и краски покупает в строительном магазине, а готовые изделия продаёт фотостудиям. Предприниматель раз в год отправляет акт сверки каждому контрагенту, чтобы отследить движение денег, товаров и услуг.

В документе фиксируют все операции между контрагентами за определённый период и выясняют, есть ли долг или переплата. Бухгалтер составляет акт в двух экземплярах и подписывает у руководителя компании или его доверенного лица. Затем документ передают второй стороне.

Если вы ИП и у вас нет бухгалтера, это не повод отказываться от сверки. Мы составили шаблон, который можно скачать и заполнить самостоятельно.

Рассмотрим порядок подробнее.

Как провести сверку по расчётам

Компании обязаны проводить инвентаризацию с контрагентами ежегодно перед составлением бухгалтерской отчётности. Самый удобный способ это сделать — оформить акт сверки.

В других случаях стороны сами решают, за какой период сверяться. Как правило, это бывает в конце отчётного периода или когда закончился один из этапов работ по договору.

Наталья Зарипова, бухгалтер-эксперт в Точке

«Когда между вами и контрагентом проходит много операций, удобнее сверяться ежеквартально. То есть по итогам первого квартала провести сверку в начале апреля. Если вы обнаружите ошибки, исправить их будет проще, чем при сверке в конце года. Если операций за год с партнёром было немного, можно сверить расчёты по состоянию на 31 декабря».

Порядок такой:

  1. Вы или ваш бухгалтер составляете акт со всеми расчётами. Можно заполнить обе части таблицы или только свою.
  2. Распечатываете акт в двух экземплярах, подписываете и отправляете контрагенту. Подписать акт может только руководитель организации, а по доверенности — главный бухгалтер или любой другой сотрудник.
  3. Если расхождений нет или контрагент согласен с суммой задолженности, он подписывает акты сверки, отправляет один экземпляр обратно, а другой оставляет у себя.
  4. Если есть расхождения, контрагент добавляет информацию об этом в таблицу с расчётами и запрашивает недостающие документы, чтобы провести корректировки в учёте.
  5. Фирма, у которой выявили ошибки и недочёты, вносит изменения в учёт.
  6. Вы или ваш бухгалтер готовите новый акт сверки с учётом корректировок.
  7. Обе стороны подписывают акт и, если необходимо, ставят печати.

Предприниматели могут обмениваться актами сверки в электронном виде. Чтобы подписать такой документ, понадобится ЭП руководителя. Подробнее о том, как сделать электронную подпись в 2022 году, читайте в нашей статье.

Как оформить акт сверки

Официальной формы акта нет, но есть та, которой придерживаются все. Как правило, документ состоит из трёх разделов:

  • Вводной части, где указывают стороны, период и основания сверки.
  • Таблицы, где перечисляют все операции и указывают номер документа, дату, название операции и сумму. Внизу таблицы указывают итоговое сальдо.
  • Финального блока с датой, подписями руководителей и печатями.

Ниже инструкция, как заполнить каждый раздел.

Вводная часть

В шапке документа укажите:

  1. За какой период проводите сверку.
  2. Основание для проведения сверки — договор. Например, договор поставки, его номер и дату.
  3. Название вашей компании и контрагента.
Акт сверки между ООО «Малинка» и ИП Кубиковым за третий квартал 2022 года
Акт сверки между ООО «Малинка» и ИП Кубиковым за третий квартал 2022 года

Таблица

Обычно её делят на две части. Если вы инициатор сверки, заполните левую часть, а правую — контрагент. Можно заполнить сразу обе части таблицы, но только если уверены, что данные совпадают и расхождений нет.

Рассмотрим вариант сверки расчётов, когда вы покупатель, а контрагент — поставщик.

Долг ИП Кубикова перед ООО «Малинка» — 33 900 рублей
Долг ИП Кубикова перед ООО «Малинка» — 33 900 рублей

1. Укажите сальдо на начало периода. Дебетовое сальдо показывает, сколько вам должна вторая фирма на момент сверки. Кредитовое сальдо — ваш долг перед контрагентом.

2. Внесите все операции между вами и партнёром в хронологическом порядке. Для этого используйте счета-фактуры, платёжные поручения, банковские выписки и другие первичные документы. Все выплаты контрагенту отразите по дебету, а все поступления от него — по кредиту.

3. Посчитайте конечное сальдо. Сальдо контрагента и ваше должно совпадать. Кредитовое сальдо покажет, сколько вы остались должны контрагенту, а дебетовое — задолженность партнёра перед вами.

На конец периода ИП Кубиков должен ООО «Малинка» 76 800 рублей
На конец периода ИП Кубиков должен ООО «Малинка» 76 800 рублей

Если суммы не сошлись или возникли разногласия, нужно выяснить, какие операции не учли, и запросить недостающие документы у контрагента. Что делать, если не сходится акт сверки, читайте нашей статье.

Под таблицей укажите ваши Ф.И.О. и должность, поставьте дату и подпись.

Важно. Если стороны подписали акт в разные дни, днём подписания акта будет более поздняя дата.

В телеграм-канале Справочной больше полезных материалов для бизнеса, открытые комментарии для нетворкинга и прямые эфиры с экспертами. Подписывайтесь!