Найти тему
Катехизис и Катарсис

Герои или предатели?

Готовлю ролик "Немцы против Гитлера" и активно собираю истории немецких антифашистов-перебежчиков.

В 1941-1942-м годах были единичные случаи, когда солдаты вермахта по идейным соображениям перебегали в РККА/партизанские отряды. Проверка "на антифашиста" проходила очень просто — нужно было убить несколько своих бывших сослуживцев. Например, в своей красивой немецкой форме остановить проезжающий в тылу немецкий автомобиль и выдать очередь по согражданам.

Или, например, "Красная капелла" — немецкие антифашисты, которые активно передавали секретные сведения о своей армии Советскому Союзу. Нужно ли объяснять, что в результате их действий... ну, да... гибли немцы.

Задним числом их всех записали в герои. Всё-таки война оказалась преступной, ненужной и вообще во всех смертях виноват Гитлер.

Но как к ним относились в моменте? Думаю, что не иначе как к предателям. Можете сами представить, как бы вы отнеслись к аналогичному поступку вашего согражданина.

К слову, немцы и после войны относились к антигитлеровскому сопротивлению критично.

В 1964-м треть опрошенных жителей ФРГ называла движение сопротивления "изменой Родине". И лишь четверть респондентов поддержала подобные действия. (Остальные колебались).

Что уж говорить, долгое время немцы не считали нацизм чем-то преступным, в конце пятидесятых 57% респондентов отвечали, что нацизм является "хорошей идеей, которая просто была плохо реализована".

Я уже много раз говорил: признали вину и выработали комплекс вины немцы, которые к третьему рейху и нацизму никакого отношения не имели: будущие поколения, антифашисты, эмигранты и т.д.

Вина немцев была велика, но стыд по этому поводу испытывали лишь немногие. О коллективной ответственности, а тем более вине, никто не хотел и слышать.

Когда один американский офицер спросил меня, было ли мне известно о концентрационных лагерях, я ответила положительно, что соответствовало действительности.

Почему в этом сознаются лишь немногие?

Весь размер чудовищных деяний я не осознавала, да и не могла осознать. Мне до сих пор трудно это представить.

Хильдегард Хамм-Брюхер "Порвите оболочку равнодушия"

Автор - Александр Штефанов