Сразу напишу почему не Дмитрий Иванович, и не Донской, а то ещё обвинят в неуважении к столь "славному" персонажу нашей истории😜 Дело в том, что на момент поездок в Орду, а их было две, Дмитрию было 10 и 20 лет соответственно. Но первую в зачет не берём, его к Хызру возили. И не думаю, что он как-то с Мамаем мог пересечься, по причине отсутствия беклярбека в Сарае.
А вот в 1371 году, Дмитрий, будучи уже в возрасте достаточно взрослом, ездил именно в "Мамаеву" Орду. Правда не в пресловутый Сарай, Мамая опять там не было, а в мамаеву ставку. И находилась она совсем не в Крыму, а то бы я, не удержавшись, расписал бы, как молодой Московский князь отжигал на пляжах южного побережья. Так что на момент второй поездки в "метрополию", Дмитрий Иванович никакой не Донской. Да и Иванович несколько странно к 20-и летнему юнцу употреблять. И не нужно мне рассказывать, что в те времена взрослели гораздо раньше, против физиологии не попрёшь. Пусть князья сколько угодно начинают битвы в 5-6 лет первыми бросая копьё, только дальше передних ног коня то копьё, при всём желании, не летит. Так что 20 лет и на ту пору возраст не зрелого мужа. Особенно учитывая, как, кем, и в каких условиях Дмитрий воспитывался. А потому, с Димой должно было ехать представительное посольство, ну как в первый раз, чтобы вопросы решать. Но это я несколько вперёд забежал. Для начала нужно было бы завещание написать, духовную грамоту. Дело чрезвычайно важное. Поводов "отбросить коньки" было предостаточно. От, попить некипячёной водички и изойти от поноса в дороге, до, быть торжественно зарезанным на глазах у Великого Хана за неправильно понятую шутку. Итак, что мы имеем? Первая духовная грамота за 1371 год. Покопался в интернете, почему-то чаще встречается версия, что это 1375 год. Дескать, писана была перед походом на Тверь. Но, в первом томе Собраний государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. 1813 года издания чёрным по белому, 1371 год. Да и мне кажется, что поездка в Орду немного опаснее и по времени дольше. К тому же, за этот же год есть еще одна, договорная грамота с двоюродным братом Владимиром, Храбрым в будущем. Основным претендентом на Московский стол, случись что с Дмитрием или его новорожденным сыном. А случиться могло. Дела вёл митрополит Алексий, лично. Договорная грамота сохранилась плохо, а вот на духовной - митрополичья печать. Поездку заранее "подмазали" через мамаева посла, Сарыхожу. Мужчину ублажили так, что он не мог не "замолвить словечко" в Орде за весёлого и богатого Московского князя.
А иначе для чего и зазывать-то его было, как не для этого? О составе посольства точно ничего не известно, да и посольством это мероприятие назвать так можно с большой натяжкой. Никакого равенства, тяжелые вассальные отношения, переходящие прямо в заложничество. Но и прибедняться не стоило. Во-первых, не поверят. Бакшиш-то по-любому нужен будет. Во-вторых, не дай бог сменят на более шустрого. Приходится, поневоле, и одеваться прилично, и брюлики цеплять с цéпочками. Ну и соответственно меха, да серебришко с собой везти в количествах не слабых. Доброхотам дарить. Делаем подсчёты. Некое количество "ближников", сподвижников, так сказать. С кем "думу думати". Плюсом "дипломатический корпус" и "офисные работники", переводчики, писцы, бухгалтеры. Небольшой "духовный корпус", напомню, на дворе 14 век, неверующих нет. На круг, пара тройка десятков. Ну, и основная масса. Обслуживающий персонал, от поваров, до "водителей кобыл". Тут количество народа нужно прикидывать по количеству перевозимого груза, а он немаленький. И всякие "богатства и сокровища" совсем не главная часть этого груза. Если бы всё это великолепие тащилось бы в Сарай... Там главное до реки добраться со всем скарбом, да погрузиться. Корабль не лошадь, не устаёт и есть не просит, да ещё и ночью ехать может. Но ставка Мамая была "в полях". А поэтому, будьте добры, тащите всё на себе. Всё, это еще и провизия, и дрова. Попробуйте на такое количество людей горячего питания наготовить в степи. Кизяк что ли у попадающихся овцеводов покупать? А ведь ещё обратно ехать! И не всё будет можно купить на деньги, которых может и не остаться. Так что, чем дальше путь, тем больше телег, тем больше "водителей". Ну уж несколько десятков человек, точно. А ещё, ФСО и представители разведки с контрразведкой. Ценности ценностями, но тут высшее лицо государства "путешествует". И, было бы глупо, потерять его в результате нападения какой-нибудь шальной банды. Всяческие ярлыки и пайцзы не действуют по причине раздрая в Орде.
Могли, конечно, сопровождающих в помощь прислать, да и свои служилые "ордынцы" имелись. Вот как раз "царевич Серкиз" на то время "выехал" из Орды. Может его сопровождающим отправили, а наши его переманили на службу?
В общем, число служивых оцениваю в пару-тройку сотен, минимум. В итоге, где-то под полтысячи "участников регаты". "Поехало" это всё 15 июля 1371 года, а вернулось в конце ноября. Вот, кстати, на обратном пути пришлось ещё как-то и согреваться, а это тоже дрова.
По времени четыре с лишком месяца, из них в дороге около двух, ставка Мамая находилась в районе современного Каховского водохранилища. Там кстати, недалеко от Никополя, нашли пайцзу хана Авдулы, первого ставленника Мамая. На тот момент уже не актуальную. Добрались, что туда, что обратно без каких-либо происшествий, по крайней мере, в летописях ничего "такого" нет. Как и о самом пребывании "в гостях". Можно конечно домыслить на основе событий "других поездок". А это и подкуп людей нужных, близких к телу. И осторожное выведывание обстановки "в верхах". И льстивые славословия в адрес хана и, главное, беклярбека. А вот это уже очень интересно. По-любому пришлось Дмитрию с Мамаем общаться, лично. Допускаю, что даже без переводчиков обошлось. Вполне мог, думаю, Московский князь поддержать беседу на простенькую тему, что-нибудь про лошадей, да про охоту. Но главное, кроме конечно ярлыка на княжение, привезли москвичи к себе сына Тверского князя. Что ж там за умная голова нашлась? Неизвестно. А ход ведь гениальный. Выкупили тверского наследника за 10 000 ₽. И пусть приехали обратно, как злорадно писали тверские летописцы, прiиде изъ Орды, съ многыми длъжникы. Но вложенные деньги отбились с избытком. Длъжникы - это, как я понимаю, кредиторы. Чем чисто физически занимался в пути Великий князь? Да тем же чем и дома. За "хозяйством", думаю, и без него было кому следить. Остаётся общение с духовным сопровождающим и, самое интересное, "шашлыки" с застольными беседами, вот тут можно было и в татарском практиковаться. Могли князя и этикету подучить, но там на месте вроде как "гидов" предоставляли, которые следили, условно, что бы князь порог не топтал, да кумыс допивал.
Хотя это языческие "порядки", их могло уже и не быть. Это в дороге. А на месте? Тоже не разгуляешься. Сидеть на выделенном дворе пару месяцев удовольствие так себе. Могли конечно и на охоту пригласить, и во дворец на официальный приём, но не каждый же день. Так что весь интерес, принимать гостей, местных вельмож. Но не всех же к князю вести. Он по меркам метрополии всё же эмир какой-никакой. Вот и сидел Дима, большею частью, у себя в "покоях" один или в небольшой компании, да шербет кушал. Скучал. Но всё кончается, кончилось и это "сидение". Думаю, осталась на всю жизнь у Дмитрия из-за этой поездки "не любовь" к Мамаю. И не только из-за "унижений", которые принять пришлось. Все эти официальные прогибы и лесть из уст Великого князя в сторону хана и всех остальных по нисходящей. Думаю, его там и по плечу шлёпали и, чуть ли не за щёчку трепали, а что, молодой еще. А главное, из-за скуки смертной, кстати, смертной в буквальном смысле. Запросто могли. Но, в итоге, смог он.
Ссылка на другие статьи в том же духе )))
если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться