Мода – барышня капризная, непостоянная, но, тем не менее, цикличная. Так в современных модных находках зачастую крайне отчетливо прослеживаются тенденции давно минувших лет, и едва ли это плохо.
Во все времена модельеры и дизайнеры черпали вдохновение из окружающего мира, а так как люди, независимо от эпохи, всегда оставались людьми, то нет ничего удивительного в том, что многие модные тенденции прошлых столетий успешно перекочевали в современный мир. Однако были среди них и весьма неоднозначные примеры, которые, я уверен, вызовут у вас недоумение…
К примеру, усатые женщины. Да-да, и я сейчас говорю не о легком, едва заметном пушке над верхней губой, который и сегодня встречается у многих представительниц прекрасного пола, а о самых настоящих усах. Мода на усики действительно имела место быть, и не где-нибудь на обширных территориях фривольной Европы, а в России.
В 19 веке в литературе стал крайне популярен образ роковой женщины, и для того, чтобы изобразить красавиц более опасными, творцы и художники прибегали к…усикам. Эта деталь казалась мужчинам необыкновенно привлекательной и даже пикантной. Впрочем, здесь важно было не переборщить: дамские усики должны были быть небольшими и аккуратными.
И тут вы справедливо воскликните: «Не верим! Почему же на портретах того времени нет ни намека на растительность на лицах прекрасных дам?». Резонно, но ответ у меня есть. Дело в том, что на портретах усики, действительно, «не прижились», как бы странно это не прозвучало. То есть, с точки зрения визуальной эстетики, такая особенность во внешности считалась весьма вульгарной, зато у писателей на этот счет был полный «карт-бланш».
Вот как описывал Лев Николаевич Толстой Елизавету Болконскую, героиню романа «Война и мир»: «Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю».
Ставшая безумно популярной книга Толстого сделала и моду на женские усики публичной, а мужчины получили возможность открыто ими восторгаться. Наличие усиков на женском лице было признаком того, что их обладательница является натурой страстной и даже несколько опасной.
Вот как описывал такую героиню Иван Бунин в своем произведении «Чистый понедельник»: «Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась со зрачком, – я не мог отвести восторженных глаз от ее лица».
Подтвердили всеобщий ажиотаж от растительности на женских лицах и исследования знаменитого Венского университета. Ученые 19 века выяснили, что волоски над верхней губой появляются под действием гормонов. Публика восприняла эту новость однозначно – усатые женщины действительно более страстные!
В истории есть и еще один яркий пример - женщина по прозвищу мадам Усы, ставшая знаменитой, благодаря своим активным амурным похождениям, любовью к карточным играм и наличием собственного игорного клуба. Она безжалостно разбивала сердца золотоискателей старого Запада.
По мнению искусствоведов, родоначальницей моды на усики была знаменитая британская куртизанка Лоле Монтес, крутившая романы исключительно с аристократами и королевскими особами. Среди почитателей Лолы были сразу оба Дюма – и отец, и сын, а также Ференц Лист.
Ее сопровождали бесконечные любовные скандалы, но самое главное, все мужчины знали, что Лола – невероятно страстная любовница! Кстати, сама куртизанка от растительности, покрывавшей ее лицо, была не в восторге.
Мода на женские усики продержалась чуть более чем полстолетия, и полностью сошла на нет только в 1920-х годах. Однако не на одном классическом портрете женских красавиц прошлых столетий усиков вы не увидите: за исключением, разве что, автопортретов знаменитой Фриды Кало.
Еще одной модной «изюминкой» прошлого являлся гульфик – это один из самых, пожалуй, экстравагантных элементов мужского гардероба. В пьесе Елизаветинской эпохи персонаж по имени Уилл Крикет хвастался, что женщина находит его привлекательным, потому что у него приятное лицо, хорошая борода, миловидное тело и пьянящий гульфик.
И тем удивительнее, что изначально этот элемент одежды предназначался исключительно для того, чтобы прикрыть срамные места, в прямом смысле слова, выглядывающие из-под одежды.
В конце 15 века церковь жестко осудила такие элементы мужской одежды как дуплет, который доходил лишь до пупа, и чулки с небольшим куском материи спереди и позади. Мол, они показывали слишком много обнаженной плоти содомитам!
В 1463 году в Англии парламент Эдварда IV обязал мужчин прикрывать свои сокровенные части тела. Так и был придуман гульфик. А во времена маскулинных рыцарей в Европе он стал даже предметом культа.
Кстати, на портретах середины 16 века гульфик достигал просто эпических размеров. Для поддержания такой формы мужчины изобрели, как бы сказали сейчас, «пуш-ап», сделанный из нескольких слоев ткани. Там же хранили кошельки, монеты и мелкие вещи. А чтобы привлечь внимание к этой части одежды ее расшивали золотыми нитями.
Но, надо признать, не всем пришелся по душе этот элемент одежды. Елизавете I, которая стала править Англией в конце 16 века, такая демонстрация мускулинности не понравилась от слова «совсем». Поэтому очень скоро гульфик навсегда исчез из мужского гардероба…
Название одного из, пожалуй, самых жутких модных трендов прошлого, звучит как минимум мило, а как максимум – волшебно и даже как-то сказочно. Но, поверьте, ничего сказочного и уж тем более милого в нем не было. «Золушкины башмачки» представляли собой миниатюрные туфельки, которые были способны налезть только на очень маленькую ножку. Чем не сказка про Золушку только с древне-китайскими корнями?!
Маленькая ножка или, как ее еще называли, «золотой лотос» - это стопа, длина которой не превышала 10 сантиметров. А «золотой лотос» потому, что ее форма отдаленно напоминала цветок.
В Древнем Китае, чтобы достичь таких стандартов, девочкам, которым пророчили неутешительную судьбу красавиц, особым способом перебинтовывали ноги, дабы деформировать стопу. Этот жестокий и весьма болезненный процесс занимал 3 года.
Женщины с такими ножками считались эталоном красоты и были самыми желанными невестами. Вот только по факту они становились инвалидами на всю оставшуюся жизнь. Передвигаться девушки с модными лотосовыми ножками могли с большим трудом, поскольку опираться могли только лишь на пятку. Без посторонней помощи они не могли даже встать!
Чудовищно, что такая, можно сказать, полная беспомощность и была желанной мужчинами, поскольку указывала на высокий статус невесты. Еще бы, обычная крестьянка едва ли могли позволить себе подобные туфельки!
На радость многих женщин в 1912 году процедура формирования «золотого лотоса» была официально запрещена законом. На сегодняшний день в Китае в живых осталось только две старушки-обладательницы ступней лотоса, которые свои, когда-то модные ноги, очень неохотно, но все же демонстрируют особо любопытным туристам.
И еще немного о модных тенденциях в женских образах. Для современного мира, в котором мы с вами сегодня имеем возможность проживать, характерно стремление к искусственному увеличению различных частей тела: груди, ягодиц, губ и даже кубиков пресса на животе. Причем этот, лично мне не слишком понятный модный тренд, поддерживают не только прекрасные дамы, но и мужчины.
А вот в средние века все было с точностью до наоборот, и модным считалось полное отсутствие груди. Обладательницы немодного бюста внушительных размеров изо всех сил пытались скрыть свои формы. И, если сначала грудь просто бинтовали и утягивали, то в середине 16 века, когда женщин провозгласили «исчадием ада», плоская фигура стала настоящим культом.
Еще совсем маленьким девочкам на ночь на грудь накладывали свинцовые плиты, чтобы помещать груди нормально развиваться. В дневное же время их облачали в специальные металлические пластины, называемые «испанским корсетом». Это сложная конструкция из металла со стальными болтами обладала большим весом и выглядела как настоящий рыцарский доспех. Ну и очевидный минус: из-за такого корсета умирали четыре из пяти женщин, носивших его.
Мужчинам, кстати, тоже доставалось от модных трендов. Вот, казалось бы, обычный воротник-стойка… Вот только в 19 веке такие высокие воротники были смертельно опасными. Их крахмалили до тех пор, пока они не приобретали чуть загнутую форму, которая поддерживались при помощи пары гвоздиков. Их прозвали «vatermörder», в переводе с немецкого «отцеубийца». Согласно легенде, вернувшийся с гулянки модник-сын, бросился обнимать отца, и своим острым воротником буквально проткнул тому глаз.
«Vatermörder» был смертельно неудобным и очень острым. Бедные мужчины попросту задыхались, поскольку при малейшем наклоне головы вперед воротник блокировал дыхание, а острые его части буквально впивались в горло, оставляя раны. Работать физически в нем было, конечно, невозможно. Да и простая носка превращалась в некое подобие пытки. Представляете себе парочку? Мужчина, не имеющий возможности дышать из-за воротника, и рядом женщина, теряющая сознание из-за чересчур узкого корсета!
Газета «Нью-Йорк Таймс» в 1888 году опубликовала некролог, в котором говорилось о выпившем мужчине, который заснул и, наклонив голову вперед, задохнулся…и все из-за воротничка. Так, по крайней мере, звучит официальная версия.
Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой YouTube канал, где ежедневно выходят мои репортажи и короткие видео на тему истории, путешествий и личной жизни.
Увидимся на канале!