Найти в Дзене
Discover Moscow

Школа №600

Как на Шаболовке появилась школа-гигант Район Шаболовки — это настоящий музей советского авангарда. Здесь ставили архитектурные и урбанистические эксперименты, призванные радикально изменить человеческий быт. Сегодня мы расскажем о школе № 600, или «школе-гиганте», как ее тогда называли. Школу № 600 начали строить в 1920-х: после революции отношение к образованию поменялось, так что старые архитектурные формы не могли вместить в себя новое содержание. Например, стал популярен концепт политехнической школы, где дети осваивали рабочие профессии. Для этого нужны были лаборатории, мастерские, цеха, которые выносили в отдельные блоки, объединенные переходами. Ни о какой симметричной осевой композиции, как в классической дореволюционной гимназии, речи уже не шло. Таким задумали и здание на Шаболовке. Пригласили архитектора Антонова, который к тому моменту уже построил авангардистскую школу в Филях. Он спроектировал помещение как набор пространств: большой спортзал, рабочие мастерские, классы

Как на Шаболовке появилась школа-гигант

Район Шаболовки — это настоящий музей советского авангарда. Здесь ставили архитектурные и урбанистические эксперименты, призванные радикально изменить человеческий быт. Сегодня мы расскажем о школе № 600, или «школе-гиганте», как ее тогда называли.

Школу № 600 начали строить в 1920-х: после революции отношение к образованию поменялось, так что старые архитектурные формы не могли вместить в себя новое содержание. Например, стал популярен концепт политехнической школы, где дети осваивали рабочие профессии. Для этого нужны были лаборатории, мастерские, цеха, которые выносили в отдельные блоки, объединенные переходами. Ни о какой симметричной осевой композиции, как в классической дореволюционной гимназии, речи уже не шло.

-2

Таким задумали и здание на Шаболовке. Пригласили архитектора Антонова, который к тому моменту уже построил авангардистскую школу в Филях. Он спроектировал помещение как набор пространств: большой спортзал, рабочие мастерские, классы, огромный актовый зал и, конечно, символ здания — башня с круглыми окнами. Планировали сделать обсерваторию с раздвижным куполом и телескопом, но бюджета хватило только на огороженную площадку. Впрочем, дети все равно поднимались туда на уроках природоведения: измеряли силу и направление ветра, изучали погоду и наблюдали за звездным небом.

Учились по лабораторно-бригадной системе, когда материал рассказывают только одному ученику, а тот уже объясняет всем остальным. Такой подход предполагал, что дети много общаются друг с другом, так что в школе упор был сделан на общественные пространства, где можно посидеть и поболтать. По этой же причине отказались от длинных коридоров: огромная П-образная лестница ведет в фойе, а оттуда сразу в классы.

-3

В тридцатые годы политическая ситуация изменилась — и архитектура не осталась в стороне. Конструктивистские фасады, «безликие и аскетичные», как их тогда называли, стали украшать декоративными элементами — это подавалось как «освоение классики». Антонова отстранили от проекта и передали его Игорю Антипову, который пристроил к школе портик — небольшой навес с колоннами — и вообще поменял все столбы на колонны. В общем, в суровый конструктивизм вплели элементы ар-деко — получилось более чем органично.

Позже школу стали украшать сами учащиеся. Здесь преподавал Александр Применко, художник, член творческого объединения «Искусство трудящимся». Он вместе с учениками расписывал стены школы на уроках: под лестницей, в актовом зале, в столовой — везде появляются картины, посвященные новой Москве. А в 1942 году, в самое тяжелое время для Москвы, Применко вместе с учениками создает репродукцию «Трех богатырей» Репина.

Помимо прочего, школа № 600 очень большая — ее не просто так прозвали «школа-гигант». Здание рассчитано на несколько тысяч учеников — по задумке, там должны были учиться в три смены. Так и было до 1956 года, пока идею не раскритиковали, а «шестисотая» не стала интернатом Академии педагогических наук. А в 1960-х ее сделали экспериментальной базой Института художественного образования Академии наук — и это изменило всё.

«Политехническая рабочая школа» стала местом, где изучают архитектуру и хореографию, а в огромном актовом зале ставят театральные постановки. У учеников появилось свое радио, для них проводили фестивали и чемпионаты по разным видам спорта. Там учились Алексей Граббе, ставший актером на Таганке, и Евгений Смыслов — будущий чемпион мира по шахматам.

-4

Несколько лет назад школа вышла из-под юрисдикции института — а сейчас ее закрыли на капитальный ремонт. Зайти внутрь нельзя, но можно посмотреть на монументальное здание с улицы. Находится оно по адресу ул. Хавская, 5.