Найти в Дзене
Подарки душеведа

Зачем люди идут к психологу?

Оглавление
Кто меня знает - не пугайтесь, очки я надел только ради кадра, так солиднее и ученее. Это для Родителей клиентов, хотя так как это игра, то и Детей клиентов я тоже тут соблазняю, а вот цель моя - вполне понятна Взрослым.
Кто меня знает - не пугайтесь, очки я надел только ради кадра, так солиднее и ученее. Это для Родителей клиентов, хотя так как это игра, то и Детей клиентов я тоже тут соблазняю, а вот цель моя - вполне понятна Взрослым.

На этот вопрос я постараюсь ответить вместе с Эриком Берном с использованием его структурной модели личности.

Мы помним, что согласно Транзактному анализу любая личность состоит из трех основных эго-состояний: Ребенка, Взрослого и Родителя.

Интересно, что и к психологу (психотерапевту) клиенты обращаются из любого из этих эго-состояний. Но мотивы обращение при этом совершенно разные.

Если решение о походе к психологу принималось из Родительского эго-состояния, то мотивация может быть следующая.

Любой нормальный человек должен быть здоров, растить детей, хорошо содержать дом и так далее.

Если человек ощущает, что с какой-то областью этой реализации происходят проблемы, и он не в состоянии их преодолеть - значит нужно обратиться к специалисту.

И этот специалист обязательно должен быть с большим опытом работы, с обширной практикой, непременно с соответствующими дипломами и сертификатами, а еще лучше - с учеными званиями. У него должен быть собственный кабинет, непременно свой сайт и, конечно, визитки.

Он должен быть взрослым и зрелым, солидно выглядеть, так же солидно, уверенно и авторитетно говорить.

И вообще Родитель клиента приветствует Родителя в психотерапевте, а если у этих Родителей общие ценностные установки и взгляды на жизнь, то начало терапии будет с высокой долей вероятности успешным.

Если же решение об обращении к психологу принималось из Детского эго-состояния, то мотивация будет совершенно иной.

Ребенок хочет быть счастливым и радостным, он не хочет печалей, не хочет страха.

А счастливее человек будет, по мнению Ребенка, если сможет лучше играть свою роль и извлечь больше преимуществ и выгод из общения с другими людьми.

То есть, чем человек лучше умеет манипулировать другими и подстраиваться к тем людям и ситуациям, которые не поддаются манипуляциям, тем он счастливее и успешнее.

И Ребенок идет к психологу, чтобы понять, где он не дотягивает, где прокалывается в этой своей большой игре под названием жизнь.

Наконец, мотивация Взрослого эго-состояния следующая.

Человек будет счастлив, если с одной стороны сможет укротить своего Ребёнка, то есть найти разумный баланс в осуществлении своих мечт и желаний, а также научиться контролировать свои эмоции и поведение.

А с другой стороны - сможет решить все конфликты или смягчить влияние своего Родителя, то есть разобраться с чрезмерными требованиями к самому себе и окружающим, снять мешающие развитию ограничения.

При этом психологу в своей работе необходимо учитывать тот факт, что Ребенок клиента вовсе не хочет меняться сам, он хочет чтобы весь мир вертелся вокруг него и следовал его желаниям.

Родитель клиента тоже не хочет меняться сам, он считает, что меняться должны все окружающие, потому что он, Родитель, - прав, а все остальные не правы.

И только Взрослый понимает необходимость изменений, идет за этими изменениями, поэтому главная цель психотерапии - усиление позиции Взрослого эго-состояния в жизни клиента, чтобы с его помощью провести необходимые клиенту же изменения и преобразования.

С эго-состояниями клиентов, приводящих их к психологам, вроде бы разобрались, а что там с другой стороны баррикады?

Ведь у психологов тоже свои эго-состояния, они ведь тоже люди, а не сверхчеловеки.

Подразделение психотерапевтов.

Согласно тому же Берну, практикующих психотерапевтов можно условно разделить на две большие группы.

Первая состоит из тех, кто использует Родительские функции, то есть в своей работе с клиентами им советуют, убеждают, рекомендуют и т.д.

Вторая группа психологов использует Взрослые функции, стремится применять рациональные подходы, основанные на объяснении и сравнении.

Берн предлагает психологам использовать свой поход - структурно-транзакционный, при котором у клиента при помощи психотерапевта быстро вырабатываются навыки контроля и принятия своих тревог и ограничения поведения.

А есть ли психологи, использующие Детские функции в своей работе?

Берн их не называл, но я считаю, что они есть, и многие из них появились в последнее время. С одной стороны это последователи Арт-терапии, а с другой - так называемые провокативные психологи.

Последние ведут весьма опасные игры с клиентами, которые могут увенчаться успехом, а могут кончиться и полным фиаско.

В любом случае Берн говорил:

Если врач играет роль врача, он не продвинется далеко с пациентами, наделёнными интуицией. Нужно быть, а не казаться.

Если вам понравилась статья - лайкните ее пожалуйста, пусть она станет доступной большему количеству людей. А если вы хотите узнавать о выходе подобных статей в дальнейшем - подписывайтесь на мой канал, мне это будет очень приятно, а вам, я надеюсь, еще и полезно.