Часто цитируют Твардовского, начало великой поэмы «Василий Тёркин» - от автора:
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
«Немудрой», то есть не какой-то изысканной, политически заточенной, утверждённой Главпуром, а житейской, человеческой, порой солёной, но поднимающей настроение. Вот такие "немудрые шутки" и преобладали, в основном, на 13-м фестивале "Русский смех" имени Е. Нефёдова в Кстове...
Когда я листал любовно составленный и свёрстанный Геннадием Щегловым альманах «Русский смех-2022», невольно искал хоть слабого эха украинских событий, сатиры на какой-нибудь Верхний Ларс или предательство либеральной интеллигенции. Увы… Вспомнил о выступлении поэта Семена Пегова в Думе. Военкор на костылях говорил горячо: «Еще хотелось бы отметить, чего действительно не хватает на фронте. Включаешь украинское радио, там куча песен, которые одна за одной духоподъемные и так далее, и так далее. У нас ничего этого нет. И армия воюет не просто вслепую, а с голой душой. Есть Юлия Чичерина, есть другие прекрасные исполнители, которые ездят на фронт. Но это все частная инициатива, а нужно серьезное масштабное наше культурное наступление». Да, такого культурного наступления по всему фронту – нет, и минкульт его не может организовать.
Ну, и наши барды в Кстове пели симпатичные песни, каламбурили: «Хорошо тому живётся, у кого большой живот», как Алексей Мызгин (Уфа), получивший "Золотой микрофон", или приятный молодой дуэт Елена Албул и Марат Еналиев, которые спели про укуле́ле — маленькую гавайскую четырёхструнную разновидность гитары, а потом игровую песню про тирамису – занятно, но понятно, какого рода эти песенки. А вот лауреат прошлых лет Владимир Митрофанов, который умел своими сатирическими песнями заставить и посмеяться, и задуматься, почему-то ограничился костюмированной беззубой пародией…
Так что и впрямь какое-то двойственное отношение остаётся, хотя главный концерт, судя по смеху и овациям – удался. Но я уже писал: вот хочешь представить лауреатов и трудно порой процитировать что-то безусловно убедительное и блестящее.
Зрители довольны, а я - не очень.
Приехал простуженный из Кстово, с 13-го фестиваля иронической поэзии "Русский смех" имени Е. Нефёдова. Написал заметки-раздумья под разными углами с конкретными проблемами. В том числе и в "Советскую Россию" отправил, где Женя помогал редакции, когда не было ответственного секретаря. Уж там всегда замечали этот русский фестиваль. Статья - не вышла. СМех и русская провинция никому не нужны?
Появились заметки в "Российском писателе"!
https://rospisatel.ru/bobrov-zametky234.html
И какой-то горький осадок у меня остался от этого праздника веселья - по определению. Чего-то не хватает. Какого-то нерва... Или вообще сегодня никому ничего не нужно? - ни смех, ни серьёзность, а только грех?
Вот мы с В. Скворцовым у пушки. Не хватило какого-то залпа...
Задним числом подумал: надо было придумать какую-то злободневную сатирическую номинацию или конкурс политических частушек. "Бьём врага частушкою".
Устарела ли частушка? Поэту-фронтовику Николаю Константиновичу Старшинову очень нравилась боевая частушка:
* * *
Сидит Гитлер на берёзе,
А берёза гнётся.
Посмотри, товарищ Сталин,
Как он на…вернётся!
Она и мне, не воевавшему – нравилась. К слову процитировал юным студентам – понимающе смеялись!
Выступал бы с гитарой на передовой, переделал бы:
* * *
Сидит Зеля на берёзе,
А берёза гнётся.
Посмотри, товарищ Путин,
Как он на…вернётся!
И бойцы бы, уверен, смеялись бы, как 80 лет назад.
* * *
В поле ветер, в поле буря,
Настоящий ураган.
Наша русская «Катюша»
Не дает житья врагам.
А не хотим ли мы запечатлеть в хлёстких куплетах наше новое оружие?
Ну и так далее.
Не знаю...