Найти тему
Херсонес Таврический

Святой Климент Римский

Имя св. папы римского Климента I, одного из «мужей апостольских», неразрывно связано с историей раннего христианства. По данным историков Церкви, он лично видел свв. апостолов Петра и Павла и был с ними в близких отношениях, слушал их проповеди. Так, Ориген отмечает, что св. Климент был обращен в христианство непосредственно апостолом Петром, долгое время являлся соратником другого первоверховного апостола, Павла. По свидетельству Евсевия Кесарийского, Климент стал епископом Рима в 92-м году, скончался на третий год правления императора Траяна, в 101 г., после девяти лет успехов в распространении христианства. Император велел удалить Климента из Рима за проповедь Евангелия, определив местом его ссылки пустынные окрестности Херсонеса. Работая в каменоломнях вместе с остальными ссыльными, Климент продолжал крестить людей, «сокрушая идолов», и чудесным образом открыл водный источник. По сведениям церковной традиции, в это время христиане создали 75 церквей (возможно, имелись в виду жилые дома с молельнями). После этого присланный императором «игемон» Авфидиан казнил мученика, бросив его в море с привязанным к шее якорем.

Предполагаемое место казни св. Климента на островке в современной Казачьей бухте издавна стало объектом паломничества христиан. Источники свидетельствуют о чуде морского отлива в день памяти святого. Несколько веков спустя, в 861 г., св. равноапостольный Константин-Кирилл инициировал и организовал торжественное обретение его мощей. Впоследствии часть мощей Св. Климента, а также его ученика Фива, князь Владимир взял из Корсуня в Киев, перенеся их в Десятинную церковь. Эти мощи стали главной реликвией обращенной в христианство Руси.

Автор текста: кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» А. А. Роменский