Найти тему
Tina Valti женский клуб

Человек играющий. Ч1. Homo ludens

Оглавление
Человек играющий
Человек играющий

Мы все слышали фразу, приписываемую Шекспиру- "Весь мир – театр, а люди в нем – актёры.", многие читали книгу Эрика Берна "Люди, которые играют в игры" и "Игры, в которые играют люди". Я же считаю, что в нашей жизни очень много игры.

Книга Йохана Хёйзинга "Человек играющий" /Homo ludens/ помогла мне разобраться во многих вопросах.

Йохан Хёйзинга
Йохан Хёйзинга

Йо́хан Хёйзинга, Homo Ludens

Йо́хан Хёйзинга (Johan Huizinga; 1872-1945) — нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор Гронингенского и Лейденского университетов.

"Человек играющий" - это фундаментальное исследование, в котором анализируется игровой характер культуры и его значение в человеческой цивилизации. Книга находится в свободном доступе и вы вполне можете прочитать её самостоятельно. Я же постараюсь выделить в этой статье те моменты, которые показались значительными для меня.

Человек играющий

Игра как форма деятельности человека и как социальная структура. основа и фактор культуры. серьёзность игры.

Танцы, музыка, театр, турниры, маскарады.

Признаки игры

1. Свободное действие. Игра рассматривается, как свободное действие, не вызванное ни физической необходимостью, ни моральной обязанностью. при этом Игра может быть выше сферы жизнедеятельности / например, священные ритуалы/.

2. Игра не есть обыденная жизнь. Обычно для игры люди принимают иной облик. Это может быть маска клоуна, футбольная форма или парик и мантия судьи. В момент игры игроки становятся "персонажем", не тем, кем являются в обыденной жизни.

3. Игра ограничена местом и временем.

Место может быть небольшим, как, например, стадион или поле для магического ритуала, а может быть городом, где проходит карнавал.

4. Игра имеет структуру, устанавливает порядок.

Игра имеет начало, течение игры, напряжение, движение, торжественность и экстаз.

Напряжение в игре - очень важная составляющая. Оно включает в себя неуверенность и наличие шанса. Напряжение подвергает силы игрока испытанию

5. Повторяемость. Игра может повторяться как сама по себе, так и внутри себя содержит повторяющиеся рефрены.

6. Имеет правила, обязательные для всех участников. При этом сделано очень интересное замечание. Участники игры, обходящие правила, обычно изгоняются из игры. В обществе это относится к еретикам, отступникам, вольнодумцам. А вот "плуты" и "жулики" наказываются менее строго, потому, что они изначально только делают вид, что играют, на самом же еле не являются участниками игры. А вот к "взбунтовавшимся" против правил наказания самые строгие. Часто, будучи изгнанными из игры они создают свои сообщества, т.е. создают свою игру по своим правилам.

Исход игры важен лишь для тех, кто в роли игроков или зрителей вступает в сферу игры и принимает все её правила.

7. Аспект обособленности и секретности часто придаёт игре ощущение элитарности. Хорошим примером служат частные клубы и закрытые общества "не для всех". У детей же распространены всякого рода "секретики".

Серьёзность игры.

Игра может быть очень серьёзной с очень высокими ставками. Например, рассматривая культовые мероприятия, "призом" может быть урожай.

Изучая языковые особенности разных народов, было отмечено, что в более ранних цивилизациях нет отдельного слова "игра". Например, существуют слова, обозначающие конкретные игры /игра в мяч и др./, но общего слова "игра" нет. Это показывает серьёзность игры.

Например, Олимпийские игры были частью жизни греков и не считались игрой. Для этого существовало отдельное слово - агон.

Выигрыш

Играют ради чего-то. В игре провозглашается ставка. Ставка может быть как материальная, так и не материальная. В некоторых играх ставкой может быть жизнь /например, турнир/

Выигрыш имеет место лишь когда есть соперник. Выигравший возвышается /почет, честь/, причем его успех переходит с одного на всю группу.

Не путайте выигрыш и вознаграждение. За вознаграждение не играют, ради него трудятся.

Серьёзные игры

Судопроизводство

Целая глава работы посвящена суду, как игре. Нет смысла её пересказывать, достаточно лишь заметить, что сам судебный процесс имеет состязательный характер, проводится в определенном месте и длится определённое время. Судьи часто носят специальную одежду /мантию, парик/. И всегда есть напряжение - неуверенность+шанс.

Мудрствование. В данном случае рассматриваются диспуты мудрецов, как состязательный процесс. В отличие от силовых состязаний, состязания умственные стоят намного выше, так как значат намного больше и ставки выше. Мочь и сметь - обозначают власть, в то время, как "знать" - обозначает священную власть.

Поэзия, музыка, танец, театр. Они носят одновременно и состязательный и представительный характер. Например, Поэзия представлена автором, как запечатленная в слове форма игры.

Выводы

Политика и право определяются культурой общества. А "подлинная культура не может существовать без некоего игрового содержания, ибо культура предполагает некое самоограничение и самообуздание"

"Игра сама по себе лежит вне сферы нравственных норм. Сама по себе она не может быть ни дурной, ни хорошей. Если, однако, человеку предстоит решить, предписано ли ему действие, к которому влечёт его воля, как нечто серьёзное - или разрешено, как игра, тогда его нравственное чувство, его совесть, немедленно предоставят ему должный критерий". Й. Хёйзинга.

Человек играющий. Ч.2. Жизнь в игре.

Если интересно, ставьте лайк, пишите, и -

подписывайтесь на мой канал!

Запись на индивидуальное консультирование (тайм-менеджмент, коммуникации, бизнес-процессы, лидерство, комплексы и блоки/рисование)

#женский клуб #женская психология #Психологические исследования #Человеческий мозг #человек играющий #жизнь в игре