Найти тему
@uspeh_rebenka

Как грамотно реагировать на детские ошибки и косяки

Обсудим как применять в режиме реального времени, в ситуации, когда надо быстро реагировать, принимать воспитательное решение. Особенно, если семья застревает в ситуации, когда ребенок уже все делает не так, ничего не доводит до конца, ничего не интересно, а у родителей опускаются руки не в силах это как-то поменять.

Этот способ очень хорошо работает, когда произошло какое то серьезное происшестие, большой косяк. Тогда даже спокойный и рассудительный родитель, под властью эмоций, может сорваться на своего ребенка. Так чаще всего и случается, мы называем это реакционным воспитанием. Например, звонок из школы.

Родитель в аффекте ждет сына/дочь с мыслями: “Я сейчас ему устрою!”.  По факту после происшествия происходит срыв, с последующей эскалацией конфликта, с потерей доверительных отношений. Как у вас это обычно происходит?

Разделим детское поведенеи на происшествие, которое произошло не специально. Только в этом случае можно, разорвав эту последовательность между безконтрольным выплеком своих эмоций, успокоиться и добавить простой шаг.

Родитель, вместо скандала, после звонка из школы, обозначает ситуацию и говорит: “Тебе надо учиться..”. В зависимости от ситуации, что в школе произошло. То есть это очень корректная обратная связь, в которой мы показываем зону ближайшего развития. Вместо того, чтобы опускать, скандалить и вешать ярлыки. Понятно?

Очень важно, что это неосознанное дейсвие. Например, ребенок потерял сменку. “Тебе надо учиться контролировать, когда приходишь в школу и переодеваешься, наверно отвлекаешься на друзей. Видишь, что происходит? Просто держи смену под контролем, когда переоделся, обязательно бери ее, проверяй лавку, не осталось ли чего там. Справишься? А дома расскажешь!"

Рядом не постоянно орущий неадекватный взрослый, а родитель, который способен помочь выйти из сложившейся ситуации и ребенка научить. 

Что важно, показать, как надо действовать следующий раз, вместо того, чтобы угрожать или подтягивать наказания, которые вообще к событию отношения не имеют.

Любую сложную ситуацию в детском поведении, которае заставляет вас срываться, можно поревести в зону ближайшего развития.

Быстро справиться со своими эмоциями, и в своей голове выстроить зону роста, а дальше уже ребеноку просто озвучить. Главное, подкреплять каждое усилие, даже минимальное.

В результате, дети, которые приучены к быстрому поиску эффективной стратегии поиска решений  при столкновении с трудностями, находятся на расстоянии ментальной проспасти по сравнению с теми, кого просто наказывают из-за не того поведения, усиливая контроль.

Закон зоны ближайшего развития и метод “Тебе надо учиться” формирует правильные эмоциональные и когнитивные реакции на неудачи.

Дети, вместо того, чтоюбы избегать сложности, наоборот, переводят их сами в “challenge”, при этом ощущая позитивный настрой и удовольствие, потому что перед этим уже много с чем справились. Вот еще один шаг к грамотно выстроенной среде для современного ребенка. Тогда глобальный вызов самостоятельного обучения, переключения с экранного времени, будет проходить легче, потому что личность отталкивается от опыта успешно пройденных проблем через установку "Я справляюсь!"

Как у нас обычно? Что то серьезное случилось, все, это конец света. Ребенка наказывают, отбирают гаджеты. По факту дети перестают верить в себя, делают вывод, что в будущем ничего достигнуть не смогут, если сейчас такие проблемы неразрешаемые. Хотя по факту, любую сложность, которая не связана с безопастностью жизни и здоровья, это просто точки роста.

Если мы ожидаем сами, что ребенок не способен справиться, мы запускаем порочный круг, запускаем самореализующееся пророчество.

Отдельно стоит обсудить поведение, когда ребенок косячит или не выполняет обязанности по возрасту намеренно.  В этом случае нам надо понять причину. У него в голове уже сложилось представление, почему он, например, не хочет учиться. Или почему он/она, не сделав домашку, решил заняться другими активностями. В этом случае, вместо реакционного воспитания, нужно активно слушать, чтобы как минимум, понять ход мыслей и мотивов. И с этим работать.