Найти тему

Артефакты или доказательства достижения результата

Что такое артефакты?

Чтобы было понятней, приведем аналогию. Наверняка вы когда-нибудь составляли список желаний. Что там было? «Хочу похудеть», «Хочу жить у моря», «Хочу много денег». Однако такие желания сформулированы неправильно. Непонятно что значит – похудеть? На 300 грамм или на 30 кг? А много денег – это сколько? Кто-то 7 тысяч рублей считает большой суммой, а для кого-то 7 миллионов это прожиточный минимум.

Наверняка вы все слышали про методику построения цели SMART. Давайте рассмотрим ее подробнее.

-2

Цель должна быть:

  • конкретная («Я буду жить на острове Х, на берегу Индийского океана, в двухэтажной белой вилле с мужем и детьми»);
  • измеримая («Я буду весить 55 кг, а моя талия будет 50 см»);
  • достижимая (анти-пример: «Сейчас я вешу 100 кг, но через месяц буду весить 50»);
  • значимая (задавайте себе вопросы: «Зачем мне это?», «Мне это точно нужно?»);
  • ограниченная («Я буду весить 55 кг, а моя талия будет 50 см через 3 месяца»).

Итак, прописывая цель по методике SMART, вы можете отчетливо увидеть, как, когда и к какому сроку ее можно будет достичь, а главное – какие шаги нужно для этого предпринять. Только тогда вы добьетесь желаемого.

То же самое с артефактами учеников в курсах. По сути артефакт – это то, к чему мы идем, то, что мы должны получить в течение нашего обучения. Это доказательство достижения результата, которое можно увидеть, а иногда даже потрогать.

Например, в том курсе, который вы сейчас изучаете с помощью этой книги, очень много артефактов. Вы провели кастдев, и ваш артефакт – это таблица с готовым анализом глубинного интервью и выводами. Процесс того, как вы к этому шли, не является артефактом. Тут важен только результат. То есть 10 звонков и 10 проведенных интервью в данном случае это не артефакты.

Еще примеры артефактов:

  • пересказанный параграф по биологии;
  • написанное сочинение;
  • подписанный договор с клиентом;
  • отправленное письмо.
-3

Для описания артефактов используйте причастия: они имеют признаки глагола и показывают на УЖЕ совершенное действие, то есть результат.

Как определить артефакты для курса

Так же, как и цели, вы должны четко прописывать ваши артефакты, чтобы понимать, какие шаги совершать на пути к ним.

Артефакт должен базироваться на результате. Так как у вас существуют результаты промежуточные и главные, то и артефакты также будут промежуточными плюс один главный.

Например, в нашем курсе по методологии промежуточный результат – это «Уметь составлять архитектуру курса». Значит, промежуточным артефактом здесь станет гугл-таблица с готовой архитектурой курса (с модулями, уроками, заданиями, таймингом и бонусами). А наш главный результат«Уметь создавать онлайн-курсы с нуля». Поэтому главный артефакт нашего курса – это рабочая тетрадь методолога.

Не устанем повторять: все начинается с конца, то есть со сформулированного результата. Только потом уже формируется наш путь – то, как этого результата нужно добиваться.

Как сформировать артефакты или доказательства

В методологии мы очень много работаем с результатами. И этап формирования не станет исключением. Чтобы сформировать артефакт, нам нужно сначала понять результат, а затем задать себе вопрос: «Какое доказательство достижения этого результата я должен увидеть?».

Возьмем для примера курс по готовке. Его главный результат«Уметь приготовить пиццу». Артефакт – фото готовой пиццы.

На курсе по заработку главный результат«Заработать не менее 50 000 рублей на своем деле в течение курса». Артефакт – скриншот чека, где клиент перевел ученику сумму не менее 50 тысяч рублей.

На курс по освоению профессии риэлтора главный результат«Готов к совершению первой сделки». Артефакт – документ с готовой базой клиентов ученика, с высокими результатами тестирований по темам и так далее.

Формируя артефакты, всегда думайте о том, как еще можно удостовериться, что нужное действие сделано. Артефакт – это доказательство достижения результата, которое можно увидеть, а иногда даже потрогать. Простыми словами, это то, что можно приложить как доказательство выполненного задания.

Алгоритм определения артефакта

  1. Определить главный результат курса;
  2. Определить промежуточные результаты;
  3. Определить набор подтверждающих материалов для каждого определенного результата.

Вот еще примеры артефактов:

  • отчет;
  • фотография;
  • скрин о зачислении денег на счет;
  • запись звонка;
  • запись зума;
  • запись разговора на диктофон.

Примеры артефактов

Курс по коррекции веса.

Главный результат: снижение веса.

Промежуточные результаты: сбалансированное питание, правильные пищевые привычки.

Артефакты:

по главному результату:

– фото до/после;

по промежуточным результатам:

– фото тарелки, снятое после прохождения курса;

– фото содержимого холодильника, снятое после прохождения курса;

– сформированная привычка питания и т.д.

Курс по личному бренду

Главный результат: повышение узнаваемости.

Промежуточные результаты: повышение активности в социальных сетях, публикации в крупных СМИ и на телевидении.

Артефакты:

по главному результату:

– фото и видео фанатов, берущих автограф;

– скрины переписок, подтверждающих популярность и узнаваемость ;

по промежуточным результатам:

– скрин выложенной сториз и активности по ней;

– скрин выросших охватов.

Курс по финансам

Главный результат: научиться сохранять и преумножать капитал.

Промежуточные результаты: закрытие финансовых целей.

Артефакты:

по главному результату:

– скрины доходов от эффективных вложений;

– скрины поступлений;

– скрины графиков в динамике роста;

по промежуточным результатам:

– фото приобретенных авто;

– фото квартир;

– фото ценностей.

Курс повышения квалификации

Главный результат: повышение квалификации.

Промежуточный результат: прокачка отдельных скилов.

Артефакты:

по главному результату:

– выданный диплом;

– свидетельство;

– сертификат;

по промежуточному результату:

– составленный шаблон договора;

– составленный шаблон расчетной таблицы;

– ссылка на сайт, сделанный собственными руками.

Курс по пошиву одежды

Главный результат: умение сшить любое изделие.

Промежуточный результат: умение снять мерки, построить выкройку, моделировать одежду.

Артефакты:

по главному результату:

– сшитое платье;

– сшитый костюм;

по промежуточным результатам:

– видео процесса снятия мерок;

– фото построенной выкройки;

– фото смоделированной выкройки.

Теперь у вас перед глазами есть примеры того, какими должны быть артефакты. При этом важно помнить, что подтверждение отдельных этапов процесса не является артефактом.

Антипример:

– выучено 10 уроков из 25;

– заработано 25 тысяч из 150;

– проведено 10 интервью из 15;

– проведено 150 звонков, но заказов нет и т.д.

А какие примеры удачных и неудачных артефактов знаете вы? Делитесь в комментариях!