Что такое артефакты?
Чтобы было понятней, приведем аналогию. Наверняка вы когда-нибудь составляли список желаний. Что там было? «Хочу похудеть», «Хочу жить у моря», «Хочу много денег». Однако такие желания сформулированы неправильно. Непонятно что значит – похудеть? На 300 грамм или на 30 кг? А много денег – это сколько? Кто-то 7 тысяч рублей считает большой суммой, а для кого-то 7 миллионов это прожиточный минимум.
Наверняка вы все слышали про методику построения цели SMART. Давайте рассмотрим ее подробнее.
Цель должна быть:
- конкретная («Я буду жить на острове Х, на берегу Индийского океана, в двухэтажной белой вилле с мужем и детьми»);
- измеримая («Я буду весить 55 кг, а моя талия будет 50 см»);
- достижимая (анти-пример: «Сейчас я вешу 100 кг, но через месяц буду весить 50»);
- значимая (задавайте себе вопросы: «Зачем мне это?», «Мне это точно нужно?»);
- ограниченная («Я буду весить 55 кг, а моя талия будет 50 см через 3 месяца»).
Итак, прописывая цель по методике SMART, вы можете отчетливо увидеть, как, когда и к какому сроку ее можно будет достичь, а главное – какие шаги нужно для этого предпринять. Только тогда вы добьетесь желаемого.
То же самое с артефактами учеников в курсах. По сути артефакт – это то, к чему мы идем, то, что мы должны получить в течение нашего обучения. Это доказательство достижения результата, которое можно увидеть, а иногда даже потрогать.
Например, в том курсе, который вы сейчас изучаете с помощью этой книги, очень много артефактов. Вы провели кастдев, и ваш артефакт – это таблица с готовым анализом глубинного интервью и выводами. Процесс того, как вы к этому шли, не является артефактом. Тут важен только результат. То есть 10 звонков и 10 проведенных интервью в данном случае это не артефакты.
Еще примеры артефактов:
- пересказанный параграф по биологии;
- написанное сочинение;
- подписанный договор с клиентом;
- отправленное письмо.
Для описания артефактов используйте причастия: они имеют признаки глагола и показывают на УЖЕ совершенное действие, то есть результат.
Как определить артефакты для курса
Так же, как и цели, вы должны четко прописывать ваши артефакты, чтобы понимать, какие шаги совершать на пути к ним.
Артефакт должен базироваться на результате. Так как у вас существуют результаты промежуточные и главные, то и артефакты также будут промежуточными плюс один главный.
Например, в нашем курсе по методологии промежуточный результат – это «Уметь составлять архитектуру курса». Значит, промежуточным артефактом здесь станет гугл-таблица с готовой архитектурой курса (с модулями, уроками, заданиями, таймингом и бонусами). А наш главный результат – «Уметь создавать онлайн-курсы с нуля». Поэтому главный артефакт нашего курса – это рабочая тетрадь методолога.
Не устанем повторять: все начинается с конца, то есть со сформулированного результата. Только потом уже формируется наш путь – то, как этого результата нужно добиваться.
Как сформировать артефакты или доказательства
В методологии мы очень много работаем с результатами. И этап формирования не станет исключением. Чтобы сформировать артефакт, нам нужно сначала понять результат, а затем задать себе вопрос: «Какое доказательство достижения этого результата я должен увидеть?».
Возьмем для примера курс по готовке. Его главный результат – «Уметь приготовить пиццу». Артефакт – фото готовой пиццы.
На курсе по заработку главный результат – «Заработать не менее 50 000 рублей на своем деле в течение курса». Артефакт – скриншот чека, где клиент перевел ученику сумму не менее 50 тысяч рублей.
На курс по освоению профессии риэлтора главный результат – «Готов к совершению первой сделки». Артефакт – документ с готовой базой клиентов ученика, с высокими результатами тестирований по темам и так далее.
Формируя артефакты, всегда думайте о том, как еще можно удостовериться, что нужное действие сделано. Артефакт – это доказательство достижения результата, которое можно увидеть, а иногда даже потрогать. Простыми словами, это то, что можно приложить как доказательство выполненного задания.
Алгоритм определения артефакта
- Определить главный результат курса;
- Определить промежуточные результаты;
- Определить набор подтверждающих материалов для каждого определенного результата.
Вот еще примеры артефактов:
- отчет;
- фотография;
- скрин о зачислении денег на счет;
- запись звонка;
- запись зума;
- запись разговора на диктофон.
Примеры артефактов
Курс по коррекции веса.
Главный результат: снижение веса.
Промежуточные результаты: сбалансированное питание, правильные пищевые привычки.
Артефакты:
по главному результату:
– фото до/после;
по промежуточным результатам:
– фото тарелки, снятое после прохождения курса;
– фото содержимого холодильника, снятое после прохождения курса;
– сформированная привычка питания и т.д.
Курс по личному бренду
Главный результат: повышение узнаваемости.
Промежуточные результаты: повышение активности в социальных сетях, публикации в крупных СМИ и на телевидении.
Артефакты:
по главному результату:
– фото и видео фанатов, берущих автограф;
– скрины переписок, подтверждающих популярность и узнаваемость ;
по промежуточным результатам:
– скрин выложенной сториз и активности по ней;
– скрин выросших охватов.
Курс по финансам
Главный результат: научиться сохранять и преумножать капитал.
Промежуточные результаты: закрытие финансовых целей.
Артефакты:
по главному результату:
– скрины доходов от эффективных вложений;
– скрины поступлений;
– скрины графиков в динамике роста;
по промежуточным результатам:
– фото приобретенных авто;
– фото квартир;
– фото ценностей.
Курс повышения квалификации
Главный результат: повышение квалификации.
Промежуточный результат: прокачка отдельных скилов.
Артефакты:
по главному результату:
– выданный диплом;
– свидетельство;
– сертификат;
по промежуточному результату:
– составленный шаблон договора;
– составленный шаблон расчетной таблицы;
– ссылка на сайт, сделанный собственными руками.
Курс по пошиву одежды
Главный результат: умение сшить любое изделие.
Промежуточный результат: умение снять мерки, построить выкройку, моделировать одежду.
Артефакты:
по главному результату:
– сшитое платье;
– сшитый костюм;
по промежуточным результатам:
– видео процесса снятия мерок;
– фото построенной выкройки;
– фото смоделированной выкройки.
Теперь у вас перед глазами есть примеры того, какими должны быть артефакты. При этом важно помнить, что подтверждение отдельных этапов процесса не является артефактом.
Антипример:
– выучено 10 уроков из 25;
– заработано 25 тысяч из 150;
– проведено 10 интервью из 15;
– проведено 150 звонков, но заказов нет и т.д.
А какие примеры удачных и неудачных артефактов знаете вы? Делитесь в комментариях!