Предыдущую публикацию по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке.
Храм Солнца в Писаке - это группа небольших сооружений из андезита. Центральное место «храма» занимает интиуатана - святилище бога Инти. Подобные святилища с одноименным названием встречаются и в других частях Перу. Например, в Мачу-Пикчу.
Интиуатана Писака разрушена. Остался только остов скалы, тогда как вертикальный столб оторван. Нужно отметить, что в начале XX века почти весь храм Солнца лежал в руинах. Словно разобранный каменный конструктор он был разбросан по деталькам и позже собран археологами. Собран, кстати, весьма бережно и аккуратно.
Назначение храма понять сложно. Нет единого мнения даже по интиуатане. У тех нескольких однокомнатных домиков, расположенных вокруг интиуатаны, нет крыш, на верних блоках встречаются монолитные выступы, чем-то похожие на крючки для одежды, только несоизмеримо большего размера. А где-то эти «вешалки» сколоты. В домиках по несколько глухих трапецевидных ниш и отсутствие фундамента. То есть, стены есть, а пола и потолка - нет.
Более того, кое-где внутри находится просто нетронутый скальный выступ. Это как если бы вы решили строить себе дом в лесу, убрали бы часть мешающих деревьев, а один пень оставили внутри. Ну мало ли, вдруг гостям стульев не хватит. Кстати, похожий скальный выход мешает входу в комплекс с обратной стороны. Возвращаясь к вольной аналогии с пнём, это когда решено было оставить еще один пень у самого входа, да так, чтобы его еще обходить пришлось. Конечно, эти аналогии слишком условны. Раз уж место было сакральным, то вряд ли кто-то из индейцев жил здесь даже временно.
Хотя тут же присутствует источник воды, функционирующий до сих пор. Да и вообще место весьма живописное.
На рынке в Писаке мы купили окарину - древний духовой музыкальный инструмент индейцев. И вот в одной из комнат храма Ира решила поиграть на ней. Опыт оказался интересным. Мало того, что у сооружения оказалась хорошая акустика, так ещё и этот звук, словно переносящий тебя на века назад, когда стены храма еще исполняли свои сакральные функции, пробирал до самых глубин сознания. Захотелось просто сесть здесь на этот скальный выступ для нежданных гостей и дождаться ночи, которая уже медленно подкрадывалась из-за живописных зеленых гор.
И всё же пришлось двигаться дальше. Впереди ждал ещё нижний инкский храм, издали по плану напоминавший храм Солнца. Кстати, обратите еще раз внимание на конструкцию комнат и их элементы и запомните эти фото. Чуть ниже это пригодится.
А вообще снова появилось ощущение непонимания строителей. Хотя вряд ли оно проходило. Например, там самая интиуатана - это огороженный каменной кладкой скала. Зачем окружать скалу «забором»? Из-за того, что это священный алтарь? А почему он священный? Что такого особенно в этом куске скалы и чем он отличается от других скальных выходов? Почему в комнатах скала торчит прямо из пола, нарушая симметрию помещения, которую строители так чтили? Ведь явно не было у них проблем с тем, чтобы разделывать твердые горные породы как угодно. Тогда в чем причина?
Мне не очень нравится давать волю фантазии за пределами своих художественных произведений, но что если мы что-то потеряли на пути развития человечества. Например, умение пользоваться тем, что даёт природа? Слушать и слышать её голос.
Вода даёт рыбам возможность быть быстрыми, чувствовать приближение опасности… Не только рыбы, все водные жители пользуются преимуществами, полученными ими за долгие этапы эволюции в своей среде обитания. То же можно сказать о птицах или обитателях лесов и прерий - подавляющее большинство из них, живя в гармонии со своим миром, беря от него только то, что требуется, получают взамен необходимые преимущества. Но как быть с человеком? Мы не умеем летать, мы не умеем дышать под водой, мы не можем развивать больших скоростей, у нас нет острых когтей и клыков, пустыни и джунгли для нас опасны…
Наш главный козырь - это разум. Опираясь на него, мы научились компенсировать свои недостатки и способны адаптироваться почти к любым внешним условиям. Он помог нам почувствовать своё превосходство над природой и породить веру в неограниченность своих возможностей.
И наверное, это так. По крайней мере, за последние пару веков скорость развития технологий только увеличивается. И если антропотехнические ножницы всё же не перекусят человечество, то у нашей цивилизации могут быть большие перспективы. И всё же. Что было бы, если мы каким-то способом научились опираться не только на себя, но и на то, чьим порождением являемся - на природу?
Конечно, это риторический вопрос. И быть может, строителям Писака просто нравилось резать камень, чтобы потом окружать им скалы. И никогда нельзя исключать глупость из этого уравнения.
Но вот мы спустились чуть ниже, к тому комплексу, что видели сверху. И он правда похож на храм Солнца: те же формы, те же элементы… Одно отличие - исполнение. А строители, вроде как те же - инки. И как это понимать? Там умели, а тут спустились и разучились? Или умели другие? И именно потому что умели другие, комплекс стал священным для тех, кто так делать уже не мог?
Наверное, можно было еще долго ходить меж этих стен, находя сходства и разницу с храмом Солнца, располагавшимся чуть выше. Например, исполнение тех самых «вешалок», если бы не опустившаяся ночь и вновь начавшийся дождь.
Кратчайший путь к городу - это спуск с горы. Здесь уже было не так высоко, но хватило бы, чтобы убиться. Хотя еще гуляя по рынку, мы заметили лестницу, ведущую в гору со стороны площади. Поэтому мы принялись искать дорогу. Фонаря с собой не оказалось, только тот, что в телефоне. Пару раз пришлось вставать на четвереньки, чтобы преодолеть очередной спуск по скользкой скале. В конце концов, нужную тропу мы всё же нашли, заодно наткнулись на водопад и находящуюся рядом стену из огромных блоков, вроде тех, что в Саксайуамане, но было уже слишком темно, сыро и холодно, чтобы разбираться, что это такое.
На спуске нам не встретилось ни одного человека. Даже охраны на входе не было никакой. Хотя кому в голову взбредёт идея бродить ночью по скалам?
Добравшись до центра Писака, мы нашли такси и вернулись по мокрому серпантину в Куско. (С. Дешевой)
Продолжение следует...
Авторы фото: Ирина Шевченко и Сергей Дешевой.
#перу #южнаяамерика #писак #путешествия #жизнь #история #загадкиистории #инки #индейцы #горы #древниецивилизации