Найти тему
папалакус

Krita. Руководство. Часть 6: Фильтры

Оглавление

Статья обновляется при выходе новых версий и актуальна на 2024 год.

Загрузочный экран «Криты» версии 2.9. Художник: Tyson Tan.
Загрузочный экран «Криты» версии 2.9. Художник: Tyson Tan.

Фильтры — это эффекты, которые можно применять ко всему рисунку, его части или отдельному слою. Есть родные для «Криты» фильтры, которые мы назовем стандартными, а есть фильтры G’MIC. Это плагин для графических программ, позволяющий делать необычные эффекты. В «Крите» он предустановлен.

Стандартные фильтры

Есть несколько вариантов, как их использовать: фильтрующая маска или фильтрующий слой, движок кисти Filter Engine или через меню Filter. В последнем случае эффект будет применен для выбранного слоя.

Меню Filter
Меню Filter

Adjust

Фильтры этой категории нужны для корректировки цвета и контраста.

Dodge делает изображение светлее. Burn его затемняет. Глубина эффекта регулируется ползунком.

Слева направо: оригинал, Dodge и Burn.
Слева направо: оригинал, Dodge и Burn.

Levels (Ctrl + L) позволяет изменить уровень каналов в схемах RGB и HSL. Жмем на иконку с цветными кружками, затем на кнопку RGBA и выбираем нужный канал. Изменяют уровень ползунки под гистограммой.

Color Adjustment сurves (Ctrl + M) — та же самая регулировка каналов, как в Levels, но только через кривую.

Настройка каналов RGB позволяет менять в изображении уровень красного (Red), зелёного (Green) и синего (Blue). Так можно сделать рисунок теплее или холоднее. Через каналы HSL можно изменить тон (Hue), насыщенность (Saturation) и светлоту (Lightness).

Слева — оригинал. В середине — добавлен уровень синего. Справа — изменён цветовой тон.
Слева — оригинал. В середине — добавлен уровень синего. Справа — изменён цветовой тон.

HSV Adjustment (Ctrl + U) — настройка через ползунки параметров HSL и HSV. Буква V это значение Value, что отвечает за яркость. Галка на Colorize назначает всем пикселям единый тон.

Cross-channel adjustment сurves это регулировка с помощью кривой сразу двух каналов. Например, выбираем в Channel канал Red, а в Drive Channel — Saturation. Так мы сможем крутить уровень красного и насыщенности одновременно.

Color Balance (Ctrl + B) — настройка цветового баланса. Это увеличение присутствия одного цвета за счет уменьшения другого. Например, если двигать ползунок в сторону Blue, то желтые фрагменты (Yellow) будут синеть. Ползунки делятся на тени (Shadows), полутени (Midtones) и блики (Highlights)

Auto Contrast — автоматическая настройка контраста.

Слева — оригинал. В середине — крутил наугад Color Balance. Справа — Auto Contrast.
Слева — оригинал. В середине — крутил наугад Color Balance. Справа — Auto Contrast.

Desaturate (Ctrl + Shift + U) меняет цвета на оттенки серого, делая изображение похожим на черно-белую фотографию. Фильтр предлагает шесть методов расчета цвета. Во всех вариантах оттенки различаются.

Threshold уже действительно делает изображение черно-белым, без оттенков. Выглядит, будто картинку провели через ксерокс.

Invert (Ctrl + I) заменяет цвета противоположными на цветовом круге. Например, белый становится черным, а розовый — зеленым, и наоборот. Проще говоря, эффект негатива.

Слева направо: Desaturate, Threshold, Invert.
Слева направо: Desaturate, Threshold, Invert.

Slope, Offset, Power — не самый простой метод цветового баланса, придуманный Американским обществом кинооператоров. Он не может ничего такого, чего нельзя добиться в других фильтрах этой категории.

Artistic

Если фильтры Adjust только регулируют цвет, то Artistic всяко художественно меняют изображение.

Halftone имитирует технику полутоновой печати, когда изображение состоит из множества точек. В режиме Intensity картинка сначала переводится в оттенки серого, а потом раскладывается на точки, становясь похожа на газетную печать. Режим Independent Channels разбивает на точки каналы RGB, добиваясь эффекта журнальной иллюстрации.

Во вкладке Screen Generator можно заменить точки на линии, квадраты и другие фигуры. Раздел Postprocessing регулирует жесткость границ этих фигур. Обратите внимание, что при выборе Independent Channels фигуры и жесткость меняются для каждого канала в отдельности.

Index Colors переводит картинку в оттенки серого и позволяет заменить их любыми другими цветами. Pixelize делает изображение пиксельным.

Слева — Halftone в режиме Independent Channels. В середине — Index Colors, где нейтральный серый заменён на лазерный лимон. Справа — Pixelize (придаёт эффект NSFW).
Слева — Halftone в режиме Independent Channels. В середине — Index Colors, где нейтральный серый заменён на лазерный лимон. Справа — Pixelize (придаёт эффект NSFW).

Oilpaint создает эффект масляной живописи. Он виден, когда ползунки выкручены на полную. Raindrops добавляет случайным образом капли воды, будто пользуешься смартфоном во время дождя. Posterize регулирует количество цветов в изображении. Интересный эффект появляется на низких значениях.

Слева направо: Oilpaint, Raindrops, Posterize.
Слева направо: Oilpaint, Raindrops, Posterize.

Blur

Это фильтры размытия, оно же блюр.

Blur — обычное размытие, будто смотришь на картинку сквозь мутное стекло. Gaussian Blur — размытие по Гауссу. Визуально почти не отличается от Blur, но чуть приятнее взгляду, словно открыл заспанные глаза.

Motion Blur размывает изображение по сторонам, как будто оно запечатлено в движении. Можно задать угол размытия.

Lens Blur блюрит изображение так, что цветовые пятна создают очертания фигур. Задается тип фигуры, ее угол и радиус размытия. Этот фильтр имитирует блюр объектов не в фокусе фотообъектива — эффект боке.

Слева направо: Gaussian Blur, Motion Blur, Lens Blur.
Слева направо: Gaussian Blur, Motion Blur, Lens Blur.

Colors

Еще одна группа цветовых эффектов.

Color Transfer автоматически меняет палитру рисунка на палитру с любой выбранной картинки. Таким образом можно подвести несколько изображений к единой гамме.

Слева — оригинал. В середине — картинка для Color Transfer. Справа — результат
Слева — оригинал. В середине — картинка для Color Transfer. Справа — результат

Color to Alpha позволяет сделать один выбранный цвет прозрачным. Может пригодиться, если надо отделить контурный рисунок от белого фона или убрать лишний цвет.

Maximize Channel заменяет все значения цвета в системе координат на 0 кроме наивысшего. Minimize Channel меняет на 0 все значения кроме минимального.

У всех цветов есть место в системе координат. Например, координаты оранжевого это (255,165,0). В его случае Maximize изменит на 0 все числа кроме 255, сделав цвет красным (255,0,0). Minimize же сделает его чёрным (0,0,0).

Слева — Color to Alpha, где выбран прозрачным оттенок зелёного (нижним слоем белый фон). В середине — Maximize Channel, справа — Minimize Channel
Слева — Color to Alpha, где выбран прозрачным оттенок зелёного (нижним слоем белый фон). В середине — Maximize Channel, справа — Minimize Channel

Edge Detection

Эти фильтры ищут резкий контраст между цветами и выделяют его границу, создавая своеобразный контур.

Gaussian High Pass предполагается использовать для усиления цвета или резкости контура: создать фильтрующий слой с этим эффектом и установить на нём режим наложения, например, Overlay. Edge Detection можно использовать похожим образом, сначала удалив фон через Color to Alpha.

Height to Normal Map превращает рисунок в карту нормалей через определение краёв. В видеоиграх можно найти объекты, чьи грани абсолютно гладкие. Но текстура на них отражает свет так, будто грани рельефные. Например, следы вмятин и царапины. Это за счет карт нормалей – особых текстур, которые определяют поведение света на объектах.

Слева направо: Gaussian High Pass, Edge Detection, Height to Normal Map.
Слева направо: Gaussian High Pass, Edge Detection, Height to Normal Map.

Emboss

Эти фильтры имитируют тиснение, делая изображение рельефным. Сложно представить, как их можно применить в рисунке. Это больше инструмент ретуши фотографий или дизайна.

Emboss with Variable Depth потенциально имеет художественную ценность. Эффект напоминает бороздки на фольге, выдавленные карандашиком.

Слева направо: Emboss with Variable Depth, Emboss in All Directions, Emboss Horizontal & Vertical
Слева направо: Emboss with Variable Depth, Emboss in All Directions, Emboss Horizontal & Vertical

Enhance

Фильтры улучшения резкости.

Wavelet Noice Reducer убирает пиксельный шум. На высоких значениях картинка сильно разлагается на квадраты, напоминая жертву сжатия.

Gaussian Noise Reduction дает едва ощутимую резкость. Mean Removal и Sharpen — уже заметнее. Через Unsharp Mask ее можно дико выкручивать.

Слева направо: оригинал, Mean Removal, Unsharp Mask.
Слева направо: оригинал, Mean Removal, Unsharp Mask.

Map

Название, видимо, обязано как фильтрам для маппинга текстур, так и фильтрам, что применяют мапирование, заменяя палитру.

Small Tiles дублирует картинку, раскладывая из копий плитку. Round Corners закругляет углы изображения.

Phong Bumpmap нужен при создании рельефных текстур для видеоигр — бампов. Это что-то вроде предков нормалей. Кстати, тут ещё один фильтр для нормалей — Normalize. Визуально он выглядит, будто применён режим наложения Burn.

Gradient Map похож на Color Transfer. Здесь тоже можно заменить палитру изображения, но на один из доступных градиентов. Во вкладке Mode есть режимы, что дают всякие причудливые эффекты.

Blend это режим по умолчанию: та же самая картинка, но с другой палитрой. Nearest лишает изображение плавных переходов цвета, делая ее резко контрастной. Dither добавляет паттерн, который придает текстуру изображению.

Palettize работает по тому же принципу замены палитры и имеет текстурные узоры. Вместе с Gradient Map это фильтры, с которыми нужно баловаться, пока не выйдет сносно.

Слева — химичил в Gradient Map. В середине — колдовал в Palettize. Справа — нажал Normalize
Слева — химичил в Gradient Map. В середине — колдовал в Palettize. Справа — нажал Normalize

Other

Тут всё, что не влезло в другие категории.

Wave добавляет эффект волнового искажения. Random Noise — цветную рябь, она же шум. Level регулирует уровень шума, Opacity — прозрачность.

Random Pick распыляет вокруг каждого пикселя еще кучу пикселей такого же цвета делая рисунок «бархатным», будто он нарисован пастельными мелками.

Слева направо: Random Noise, Wave, Random Pick
Слева направо: Random Noise, Wave, Random Pick

Фильтры G'MIC

Фильтры здесь стоит понимать в более широком значении. Это не просто эффекты, но и автоматические операции (макросы), конвертирующие картинку или добавляющие что-то в документ.

Их можно применить только через меню Filter → Start G'MIC-Qt. Всего таких фильтров больше 600. По соображениям разума рассмотрим фильтры сразу разделами.

Меню G'MIC.
Меню G'MIC.

Слева — предпросмотр эффекта, в середине — список фильтров, справа — настройки выбранного фильтра. Удобный для себя тип предпросмотра можно выбрать в выпадающем меню справа от галки Preview. На скриншоте выбран тип Forward Vertical. Линию между было-стало можно двигать.

По кнопке Settings можно изменить вид окна: поменять местами превью и настройки, а также скрыть логотипы разработчиков. Apply — применить фильтр, но не закрывать окно. OK — применить фильтр и закрыть меню.

В Input Layers выбираем слои, на которых будет применен фильтр. Active — выбранный слой, All — все слои.

-18

1 — Добавить фильтр в избранное. В самом верху будет создана категория Faves.

2 — Удалить из избранного.

3 — Переименовать фильтр, добавленный в избранное.

4 — Сбросить настройки на изначальные.

У некоторых фильтров в правом верхнем углу становится активна кнопка с игровым кубиком. При нажатии она выставляет случайные значения выбранного фильтра.

Разделы

Первый раздел — About. Там никаких фильтров нет. Он содержит общую информацию о G'MIC-Qt.

Далее — фильтры Arrays & Tiles. Они разбивают картинку на плитки и всякие другие фигуры в стиле переходов Windows Movie Maker.

В разделе Artistic собраны «художественные» фильтры. Большинство из них походят на экзотические эффекты из приложения для обработки фото, которыми никто не пользуется.

Black & White объединяет фильтры, делающие изображение черно-белым.

Слева: Arrays & Tiles → Grid [Cartesian] (напоминает схему для вышивки). В середине: Black & White → Lineart. Справа: Black & White → Multi-Layer Etch
Слева: Arrays & Tiles → Grid [Cartesian] (напоминает схему для вышивки). В середине: Black & White → Lineart. Справа: Black & White → Multi-Layer Etch

Colors — множество видов цветокоррекции. Lights & Shadows — фильтры осветления и затемнения. Details — управление резкостью.

Фильтры Countours похожи на Edge Detection: тоже выделяют контур в изображении, но более дикими путями.

Deformations — куча фильтров деформации изображения. Тут среди прочего есть картинка в калейдоскопе, в отражении зеркального шара и водной ряби.

Degradations это снижение качества изображения: блюр, шум, хроматическая аберрация, эффект сжатия, добавление глитчей.

Слева направо: Countours → Local Orientation, Deformations → Texture Glass, Degradations → JPEG Artefacts
Слева направо: Countours → Local Orientation, Deformations → Texture Glass, Degradations → JPEG Artefacts

Frequencies это фильтры дескрина — метода превращения муарового узора на сканах в плавно переходящий градиент. У всех, кто понимает о чём речь, стоит «Фотошоп», и эту статью они не читают.

Раз уж речь зашла про «Фотошоп». Фильтры Layers смешивают изображения с разных слоёв в единое. С помощью Blend [Seamless] можно сделать простой монтаж: заменить лицо на фотографии или органично добавить объект, которого там не было.

Map Projection — инструменты для создания географических карт. Фильтры Patterns вырисовывают изображение всякими узорами, а Frames добавляют фоторамки.

Раздел Rendering превращает картинку в трёхмерные блоки, алгебраические графики и градиенты. Для тех, кто давно хотел конвертировать рисунок в множество Мандельброта.

Слева направо: Patterns → Marble, Frames → Old Photograph, Rendering → 3D Blocks
Слева направо: Patterns → Marble, Frames → Old Photograph, Rendering → 3D Blocks

В Repair находятся фильтры, убирающие шум, дефекты кожи, артефакты сжатия и печати. Также он содержит инструменты апскейла.

Silhouettes — всего лишь иконки. Есть сердечко, стрекоза и силуэт Австралии. Без них никуда. Sequences это куча диких фильтров, похожих на Artistic и Rendering, но они зачем-то создают несколько слоёв с последовательностью рендера.

Stereoscopic 3D делает изображение пригодным для анаглифных очков, у которых одна линза красная, а другая синяя. Есть фильтр, который наоборот снимает стереоскопический эффект.

Testing — категория для фильтров, что пока в стадии тестирования. Тут они самые разнообразные. Various — несколько технических макросов. Среди них Sample Image создаёт слой с тестовым изображением из набора. Например, с Леной.

Остались вопросы?Нашли ошибку?Поддержать автора

-22

Содержание:

  1. Знакомство
  2. Первые шаги
  3. Рабочая среда
  4. Слои и маски
  5. Настройка кисти
  6. Фильтры
  7. Главное меню
  8. Докеры
  9. Выделение
  10. Общие настройки
  11. Работа с текстом