Найти тему
Журнал «Фотон»

Малоизвестный русский крестьянин-самоучка, который опередил мировую экономику на столетия вперёд

Представление об абсолютной европоцентричности России сильно преувеличены. В действительности, даже не считая советского периода, в котором наши предки действительно доминировали во всём мире в вопросах науки, культуры и искусства, даже в более ранних периодах можно найти самородков разной величины. Почти все знают про Ломоносова и Менделеева, меньше про Попова и Павлова, но практически никто не слышал про Ивана Посошкова – человека, который опередил развитие классической экономики как минимум на 50 лет.

Источники сохранили мало информации о жизни Ивана Тихоновича, но, согласно официальной версии, он был выходцем из крестьян. Родился в 1652 году, его отец был ремесленником, и сын пошёл по его стопам, в то время по-другому было никак. Однако тяга к знаниям позволила Посошкову сколотить первые деньги и совместно с братом заиметь водочный завод. Впоследствии он приобрёл несколько домов в крупных российских городах и даже владел несколькими деревнями.

Случай Посошкова - яркое и далеко не единственное свидетельство того, что рабство в России всё-таки имело более мягкие формы по сравнению с другими государствами. Понятно, что человек прогресса и науки понимает главную цель человечества в освобождении, в создании общества, в котором каждый сможет раскрыть свой потенциал, и потому борьба с рабством любой формы является приоритетной задачей. Но не отметить тот факт, что формальные рабы в России всё-таки имели больше прав и возможностей подняться по социальной лестнице попросту нельзя. Пример Посошкова, Ломоносова или так называемых «крепостных миллионеров» иллюстрируют этот тезис довольно выразительно.

Постепенно в поле интересов Посошкова оказалась экономика. Он написал несколько трудов, но его главный – «Книга о скудости и богатстве». В ней он разбирает вопрос появления богатства в стране, пытается выяснить, в чём заключается его подлинность. Как отмечают историки экономии, в труде Посошкова прослеживается начало институциалистского подхода к экономике, так как на ряду с богатствами вещественными он выделяет как немаловажный фактор развития богатства невещественные, под которыми он понимает справедливое устройство общества. Понятно, что труд Посошкова изобилует отсылками к библии и Богу, но в начале 18 века — это обыденность и для академической науки Европы.

Источником богатства он называл производительный труд, а причинами скудости – отсталость сельского хозяйства, недостаточное развитие промышленности, неудовлетворительное состояние торговли. Для уничтожения скудости и достижения богатства Посошков предлагал два условия:

1) уничтожить праздность и заставить всех людей прилежно и производительно работать;

2) решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию.

Также он ратовал за внутреннее развитие производства, призывал вывозить за границу только готовые обработанные товары, а не ресурсы, и ограничить права аристократии. В общем и целом, он выступал за протекционизм, то есть контроль со стороны государства в вопросе развития сильного внутреннего хозяйства. Однако осуществиться этому было не дано – и печальная кончина Посошкова яркий тому пример.

Так как его предложения на прямую затрагивали интересы правящих кругов России, то есть фактически заставляли их трудится не ради собственного блага, а ради страны, книгу Посошкова отклонили от публикации, а самого его отправили в Петропавловскую крепость под арест, где он и скончался в 1726 году. Полностью труд был опубликован лишь в 1842 году.

Идеи Посошкова были в своё время новаторскими и полезными для развития России, но его пример ярко демонстрирует что обществу недостаточно только лишь правильных идей для прогресса. Создавая свои труды как минимум за 50 лет до «отца современной экономики» - Адама Смита – Посошков уже предугадал некоторые положения, которые тот выведет. Однако сопротивление инновациям со стороны правящего класса, который хотел и дальше пребывать в безмятежном спокойствии, ездить по заграницам и использовать Россию как кормовую базу для себя и своих отпрысков – сыграли плачевную роль. Всё это по итогу вылилось в ворох проблем, более подробно которые описал ещё Менделеев, о чём мы писали в отдельном материале. Правильных идей в обществе недостаточно – необходимо ещё и созревшее общество, которое осознает своё положение и устремиться исправить его, став решающим фактором развития истории.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Для желающих поддержать нашу регулярную работу:

Сбербанк: 2202 2068 9573 4429

Российская литература
0