Проблема честных людей в том, что они ожидают честности и от остальных.
Любители вы книги Пехова так, как их люблю я?
Думаю, да.
И причина очевидна. Пехов – один из лучших российских авторов, традиционно поддерживающий высокую планку качества.
Когда берешь в руки его роман, знаешь, что получишь интересную, отлично написанную, глубокую и берущую за душу историю.
Этим он похож на Дивова.
Собственно говоря, именно поэтому я, решив немного отдохнуть от сетераторов, выбрал «Чужую Землю» и «Созерцателя».
Впрочем, не только поэтому.
С книгами Пехова у меня связаны самые хорошие воспоминания. Некоторые его работы я перечитывал по два-три раза. Другие помогали отойти от последствий знакомства с высерами отечественных авторесс и авторов.
Впрочем, это все лирическое отступление, которое пора сворачивать.
Думаю, всем уже ясно, что рецензия сегодня у нас будет восторженной до пределов. Возможно, что и не заслужено. Я постараюсь сохранить остатки объективности, но не уверен, что получится.
Ладно, начнем, а там поглядим, куда кривая выведет.
Чем же мне так понравилась дилогия «Созерцатель», включающая в себя, собственно, книгу «Созерцатель» и продолжение «Тень ингениума»?
Попробуем разобраться.
Капелька сюжета
Ненавижу дождь. Ненавижу так, как может не любить лишь человек,
который смотрит на воду точно свинья, глядящая на мясника.
Новое дело частного детектива Итана Шелби, специализирующегося на поиске людей, начиналось, как всегда: паршиво.
К нему в агентство приперся какой-то мутный тип, попросивший разыскать не человека, а украденное этим человеком устройство невероятной важности.
От дельца за версту смердело проблемами, а потому детектив отшил просителя… Вот только сутки спустя полиция обнаружила того мертвым, а офис Итана разнесли вдребезги неизвестные.
Более того, кто-то осмелился угрожать ему и требовать не лезть не в свое дело!
Такого ветеран Великой Войны, переживший ад Компьерского леса, не спускал никому.
А уж когда в деле замаячила разведка империи искиров – трижды клятых ускоглазых уродцев, развязавших войну, опалившую Итана, тот ухнул в пучину с головой.
И вернулся туда, откуда бежал. Туда, где осталось его сердце. Туда, возвращаться куда, возможно, и не следовало. В Риерту: город возможностей, город дождя, город страха.
Мир
Мир дилогии «Созерцатель» хорош!
Кроме шуток, Пехов постарался на славу, создавая планету, так похожу на нашу и столь сильно от нее отличающуюся.
Действие дилогии разворачиваются после местной Первой Мировой. Спустя лет пятнадцать, если не путаю.
Главный герой обитает в Королевстве, которое срисовано, естественно, с Великобритании. Империя искиров – это фашистская Япония. Конфедерация Отцов Основателей, в которой процветает рабство - США. Республика – Франция, и так далее.
Можно в дилогии найти и иные государства, а также достаточно любопытную информацию о судьбе местного Черного Континента, но я, пожалуй, не стану чересчур много рассказывать, дабы не спойлерить. Пусть и вам во время прочтения будет интересно складывать кусочки в единую картину.
В любом случае, основное внимание автор уделил Риерте - городу, напоминавшему Венецию.
Чем же она так важна, эта Риерта?
Она – единственное на планете место, где добывают моторию. Кровь двигателей внутреннего сгорания. Топливо, куда более эффективное, чем старый-добрый уголь.
Это превращает город-государство в стратегический пункт, контроль над который нужен вообще всем.
Ннаверное, в этом чудном месте даже мостовые вымощены золотом, а последний бомж заедает фуа-гра осетриной?
Увы, но это не так.
Жизнь в городе мостов и каналов год от года становится все хуже. Тут процветает полноценная диктатура, любые стачки топятся в крови и пока одни жрут в три горла, другие натурально пухнут с голоду.
Все рассыпается в труху, целые районе превращаются в трущобы и конца края этому не видно.
И мало того, у мотории есть одна мал-аленькая проблемка, из-за которой прочие страны не спешат осваивать ее производство на своей территории: она чудовищно токсична.
Чтобы превратить моторию в топливо, сперва со дна нужно достать особый минерал. Вроде как, он больше нигде не водится, но это не точно. Главная проблема в том, что его следует очистить, удалить все примеси, снизить опасность для окружающих.
Только после этого продукт готов к продаже.
Как несложно догадаться, на технику безопасности в Риерте всем чхать с высокой колокольни. Как итог – местные травятся этой дрянью. И если бы они просто дохли, проблем не было бы. Все куда хуже: они мутируют, превращаясь в контаги – кошмарных монстров, наделенных чудовищной силой, невероятной живучестью и неиссякаемой кровожадностью.
Да, местные запирают их на одном из островов, но легко догадаться, что долго так продолжаться не может. Рано или поздно твари вырвутся на свободу и тогда разверзнутся бездны Ада.
Короче говоря, классовая борьба в Риерте цветет и пахнет, усложняясь непростой санитарно-эпидемиологической обстановкой, и контролировать ситуацию становится сложнее с каждым годом.
Так что наш герой, возвращаясь в Риерту, ехал, что называется, к пороховой бочке, в которую кто-то уже воткнул фитиль и даже поднес к нему факел.
Магия и боги
Человек видит лишь то зло, которое есть в нем самом.
Магия в этом мире есть. И носит она имя «ингениум».
Что это такое – не совсем ясно. Откуда появилось – тоже. Хотя считается, что способность обращаться к ингениуму пробуждается благодаря мотории. Именно поэтому в Риерте так много местных людей Х, которые, естественно, вне закона.
Ингениум – это некая энергия из-за кромки материального мира. И некоторые люди способны ей пользоваться. Для чего? Ну, например, чтобы телепортироваться. Или становиться невидимыми. Или сжигать других людей в чудовищном пламени.
Вся проблема в том, что чем чаще местный псайкер прибегает к помощи своих способностей, чем громче слышит голоса порождений местного же варпа. Результаты, поверьте, будут примерно такими же, как и в Вархаммере.
Частое использование ингениума – это гарантированное безумие и смерть как носителя, так и всех, кто его окружает.
Впрочем, когда это останавливало людей, не правда ли?
Именно поэтому та же империя искиров создает кайдзе, за безопасностью дукса Риерты отвечают плакальщики, а в трущобах города обитают куклы, подчиняющиеся таинственной госпоже преступного мира.
Впрочем, помимо ингениума существует то, что иначе как колдовством не назвать. У аборигенов Нового Света, к примеру, есть мощные амулеты, позволяющие отводить взгляд, а еще они могут натурально общаться с душами мертвых родичей.
Проявления ли это ингениума? Неизвестно, но что есть, то есть.
А что можно сказать по богам и дьяволам?
Кто знает, кто знает…
Итан – человек, наделенный даром (или проклятый возможностью) пользоваться ингениумом частенько видит некую Тень. Что она такое? Подступающее безумие? А может, некая сущность, заскочившая на – хе! – огонек с изнанки?
И что же видят Созерцатели?
Ответа на этот вопрос у меня нет, а мысли, пожалуй, придержу, дабы не плодить спойлеры.
Персонажи
Все мы были молоды и собирались жить вечно.
Поговорим о героях книг.
Начнем, конечно же, с протагониста.
Итак, ху из мистер Итан Шелби?
Частный детектив, порядочный человек, патриот, ветеран, пирокинетик... А еще – ходячий мертвец, навсегда оставшийся в замерзших окопах Великой Войны.
Он пошел на фронт добровольцем. Он присоединился к проекту «Созерцатель», начатому Королевством, чтобы получить своих пользователей ингениума. Он чудом выжил и затерялся в круговерти большого отступления.
А потом он прошел через Компьерский лес. И навеки остался в нем.
Не телом, нет. Душой. Мыслями.
Война искалечила его точно так же, как и его товарищей, которые вернулись с нее, не вернувшись.
Священник Кроуфрод, к примеру, точно такая же жертва войны, как и Итан. Но его демоны, пожалуй, дадут фору даже Тени господина Шелби.
Перед лесом Кроуфорд умудрился повоевать в горах и те свели его с ума.
В результате этот низенький безобидный мужичок превратился в чудовище, которого боялись даже сослуживцы. Враги же называли его просто и не затейливо: демоном.
Когда жажда крови обуревает его, Кроуфорд может в одиночку перерезать несколько десятков человек, не получив и царапины.
И чтобы хоть как-то заглушить голоса внутри головы, он как не в себя упарывается местным опиумом, полируя его крепким алкоголем.
Впрочем, некоторые сослуживцы Итана вроде Мосса таки сохранили рассудок, пытаясь устроиться в послевоенном мире.
Ну а у совсем отбитых, таких, как Вороненок, в принципе не было проблем с убийством себе подобных.
Этот дикарь с конфедератского континента превосходно собирал скальпы на войне, ну а после ее, прихватив засушенную голову, содержащую дух брата, обосновался где-то в Риерте, не желая возвращаться домой.
Как нетрудно догадаться, одними лишь сослуживцами Итана повествование не ограничено.
Нашему герою, к примеру, придется познакомиться с импозантным джентльменом Джейком Осмундом Вильямом Третьим и его рабом Олаудой.
Чем славный господин решил заняться в Риерте? Конечно же, развлечь себя охотой! Спросите, на кого? Естественно, на контаги! Разве может быть цель более достойная, нежели кошмарный мутант, способный за считанные секунды переработать на фарш пару взводов, пехоты? А его раб… Ну, кого волнует мнение вещи?
Еще в Риерте Итан знакомится с очаровательной революционеркой Мюр – прелестной длинноногой барышней, чью красоту не портит даже глубокий шрам.
Что можно про нее сказать? Очень непростая красотка с очень непростой историей. Идеалистка до мозга костей, жаждущая даровать счастье всем, и пусть никто не уйдет обиженным.
Хороший человек, оказавшийся в крайне нехорошей ситуации.
Что сказать по антагонистам, дабы не погрузиться в пучину спойлеров?
Особо и нечего, а потому, отмечу лишь Сайл. Кто она такая? Искирка, работающая на разведку или контрразведку или еще какую-нибудь контору.
Именно ей пытается помешать Итан, рванув в Риерту.
Что можно сказать про нее? Элегантная, утонченная, уверенная и даже самоуверенная, безжалостная. Способна пользоваться ингениумом.
Достойный противник для пирокинетика, балансирующего на краю безумия и ожидающего, когда же Тень наконец-то заглянет ему в глаза.
За и против
Тот, кто слишком затягивает гайки,
Что хорошего можно сказать про дилогию?
Во-первых, следует похвалить сюжет. Пехов всегда умел создавать отличные, лихо закрученные, динамичные книги, не отпускающие до самого конца.
Да, пресловутый «конец», бывало, оставлял желать лучшего (мне, к примеру, дико не нравятся последние главы «Пересмешника», а финальная сцена тертралогии «Страж» вызвала в свое время лютейший фейспалм), что есть, то есть. ИМХО, завершение романов не всегда удается глубокоуважаемому Алексею Юрьевичу. Но «Созерцатель» - не тот случай.
Обе книги невероятно интересны, от них натурально не оторваться: хочется глотать главу за главой, чтобы узнать, чем же оно все кончится? И когда произведение завершается читателя накрывает пресловутый катарсис.
Кто-то может сказать, что надо было завершить все иначе. Я отвечу: нет, не надо. Все именно так, как оно и должно быть. Менять что-то – значит портить.
Во-вторых, нельзя не похвалить слог.
Пехов, как я уже говорил, отличный литератор. Его романы легко читаются, они полны остроумных диалогов и превосходно описанных боевых сцен.
Текст очень, очень добротен! Да, возможно, не Аберкромби, но на близком уровне.
В-третьих, нельзя не отметить атмосферу дилогии. Мрачная, депрессивная, полная элементов нуара. Она давит безнадегой и заставляет сопереживать героям, мечтать, что им удастся выпутаться из бездны, в которой они все оказались. В которой оказался весь город. Весь мир!
Следующее, что мне понравилось, это Риерта. Не весь мир (он все-таки дан достаточно фрагментарно), а именно город каналов и мостов, в котором предстоит приключаться нашему протагонисту.
Она получилась крайне прикольной и атмосферной, впрочем, есть один нюанс, о котором поговорим позже.
Мир в дилогии тоже получился крайне интересным, пусть он и срисован с нашего. Да, действие происходит всего лишь в одном городе, но мир при этом выглядит живым, рельефным, глубоким и образным.
Мне понравились и герои. Да, к ним есть претензии. Тот же Итан Шелби получился достаточно вторичным по отношению к предыдущим книгам автора… Вот только тут подобный типаж вписывается в сюжет на все 200%! Не забывайте, у нас есть щепотка нуара и детектива, а потому, главный герой просто обязан быть «уставшим от этого дерьма крутым парнем, который сейчас разрулит вопрос».
Мне очень понравилось то, что не зашло некоторым обзорщикам, коих я читал. О чем идет речь? О «нудянке». Ну, главный герой тут постоянно возвращается мыслями на войну, его друзья постоянно вспоминают ее, все ноют, страдают, вот это вот все.
Но блин, так и должно быть! В книге показаны изуродованные мясорубкой люди. Да, они смогли излечить тела, но их души продолжают кровоточить даже спустя десятки лет! Они все мертвы внутри и просто доживают свой век, ни во что уже не веря и ничего не желая.
И автор блестяще справился с задачей! К этому момент претензий нет никаких!
А к чему есть?
Да-да, и вот мы переходим к недостаткам.
Ну, как и всегда, главная проблема книг Пехова заключается в том, что сразу же понимаешь, в какую игру он играл или какую книгу читал в момент написания романа.
К сожалению, глубокоуважаемый Алексей Юрьевич любит заимствовать элементы вдохновивших его произведений. В целом, это не страшно, но иногда заимствования бывают, как бы это сказать помягче, чрезмерными. Как, к примеру, в «Ловцах удачи», в которые автор натурально перетащил воздушный корабль из отличного аниме «Last Exile» только не со всем экипажем. И это я еще не вспоминаю Айз Седай, эмигрировавших в «Ветер и Искру».
В рецензируемой дилогии тоже невооруженным взглядом можно увидеть источник вдохновения. Речь, конечно же, идет об отличнейшей игре Dishonored. И ладно бы, в повествовании появилась одна-две отсылочки, так их же до фига и больше!
Это слегка раздражает.
Что еще не понравилось?
Пожалуй, некоторая… вторичность, что ли? Много похожего я уже встречал в других работах автора.
Да, и первая и вторая претензии – это чистая субьективщина, пресловутое ИМХО. Но, как читатель, я вполне имею на него право.
Меньше Дануолла в Риерте, и это пошло бы роману на пользу.
Хотя, возможно, без Корво Аттано история Итана Шелби была бы куда менее интересной. Это – дискуссионный вопрос.
Есть ли еще к чему придраться?
Пожалуй, особо, и нет.
Закругляемся.
Заключение
Сошедшиеся для победы объединены смертью.
Итак, очередной обзор подходит к концу. Что еще можно сказать?
«Созерцатель» - отличное произведение. Дилогия, быть может, и не идеальна, но очень, очень интересна. Если она зацепит, то не отпустит до самого конца.
Читать в обязательном порядке!