Найти тему

Диалог о знании и понимании.

Интересный диалог произошёл у меня в комментариях в ВК. Перенёс его сюда. К — это я, Э — мой собеседник.

--------------------

Э: доброго времени суток. интересно было бы услышать ваше видение на вопрос по реинкарнации! У меня тоже чуть иное видение чем стандартное.
К: я ничего не знаю о реинкарнации. Кроме одного: в том виде, в котором она представляется носителям различных традиций, её не существует.
Э: если совершенно ничего не знаете, то от куда и с чего абсолютная уверенность, что всё неправда?!
К: есть знание. И есть Понимание. Как говорят — две большие разницы и одна маленькая. ))
Э: предельно ясно, что ничего неясно и пояснять у вас нет никакого желания! Понял, принял, отвалил! Всех благ.
К: вам неправильно ясно.

Давайте я попробую развернуть ответ.

Есть знание. Оно конкретно. Если оставаться в контексте "духовных практик" и иже, то, например, буддист знает, что реинкарнация существует. В зависимости от тонкостей конкретной ветви буддизма он знает, как именно происходит процесс, на каких весах взвешивается благая и неблагая карма, что влияет на результат перерождения etc.
У условного даоса знания отличаются — так или иначе, в тех или иных нюансах. Но шаблон такой же.

Я нахожусь вне традиций. Я никогда не практиковал никаких "духовных практик". Знания, которые я получал в своей жизни, всегда были конкретны и относились к проявленному миру и процессам, в нём протекающим. Реинкарнация если и входила в круг моих интересов, то только как культурный феномен.

Потом случилось то, что в кругах духовных ищущих обычно обозначается словом "Пробуждение". Тут также есть нюансы, зависящие от традиции, в которой духовный ищущий находится. Именно поэтому я пишу о себе "Пробуждённый в контексте учений Недвойственности", это имеет значение.

Это событие на уровне ищущего — часто, очень часто цель, конец Пути и предмет устремлений. С точки зрения Безначального это просто ещё одно событие, которое может произойти с неким организмом тела-ума. Не более и не менее важное, чем любое(!) другое.
И оно не достигается практиками. Никакими. Оно _просто_ происходит. Иногда — с ищущими. Иногда — с людьми, которые вообще никогда ничего подобного не искали. Спонтанно. Вдруг. Милость Безначального.

Если такое случается — ничего не приобретается. Никогда. Это вообще не про приобретение. И это тот нюанс, который непонятен (или не желателен к пониманию) множеством ищущих на "духовных путях".
Происходит потеря. Причём она парадоксальна по сути своей — "человек" теряет то, чего никогда не было. Иллюзию отдельности. Чувство, что он — сам по себе "я". Никто не "сам по себе". Но все уверены в обратном (даже интеллектуальное принятие факта Единственности не избавляет от этой иллюзии, даже переживания, подобные самадхи — только временные).

И что важно — никаких(!) знаний также не приобретается. Ни о чём. Личность в организме остаётся, потому что без неё невозможно жить в проявленном мире, не превращаясь в бездумный овощ на аппаратах поддержания жизни. Но знания, конкретные знания — они остаются теми же, что были до. (ничто не мешает приобретать новые знания, но это другой процесс и другой вопрос)

Однако при отпадении иллюзии отдельности исчезает барьер между "я-умом" и Пониманием как над-умственным состоянием. "Я в большой степени сейчас и есть Безначальное Дао" (с) Не всё Дао. А аспект, ограниченный организмом тела-ума, неспособный передать словами через ум То, что Есть — как лежащее вне всяких слов.

Однако Понимание даёт возможность "видеть" то, что лежит в области иллюзорного. Что является продуктом ума, считающего себя отдельным. Что представляется Истиной, но — переданное словами не в качестве указателя, а как "знание" — ей не является.

Отсюда мой ответ. Я ничего не знаю о реинкарнации. Кроме одного: в том виде, в котором она представляется носителям различных традиций, её не существует.

Аркан Шут из "Таро Призраков"
Аркан Шут из "Таро Призраков"