4,1K подписчиков

The Nativity Story (2006): Чудесный фильм к Рождеству

*One Couple. One Journey. One Child… who would change the world… forever*

Постер фильма "Божественное рождение"
Постер фильма "Божественное рождение"

“Божественное рождение” (The Nativity Story) – фильм на Библейскую тему от режиссёра Кэтрин Хардвик (Catherine Hardwicke). При просмотре реально создаётся впечатление, что все действующие лица действительно живут в древней Иудее.

Это первый художественный фильм, который разрешено было показать в Ватикане.

Первый раз я смотрела этот фильм в конце декабря, и это был удивительный момент. Меня очень тронула эта история своей теплотой, добротой – именно как снято и преподнесено. В центре истории находятся взаимоотношения Марии и Иосифа, от знакомства до сближения, и то, как они узнали друг друга получше. Плюс в фильме много моментов, которые сейчас "в народе": такие понятия, как звёзды сошлись, ноги мыть в благодарность, следовать за звездой, установка “людям нужно знать только то, что ты моя жена, я твой муж”, стереть ноги в кровь в пути.

Причём в фильме нет излишней сладости, режиссёр К. Хардвик и сценарист Майк Рич (Mike Rich) создали сбалансированную смесь возвышенности, веры в чудо и чистоты. И это действительно тот самый фильм, который стоит посмотреть, когда стало очень неприятно на душе в силу каких-то своих обстоятельств. The Nativity Story способен успокоить нервы. Сценарист Майк Рич позже поделился в интервью, что ортодоксальные евреи, посмотревшие фильм, похвалили его за уважение к еврейскому наследию и традициям.

И это на фоне того, что тема непростая, а отношение к категории библейских эпосов довольно настороженное, потому что бытует мнение, что их перестали хорошо делать. Даже несмотря на блестящий прокат “Страсти Христовы” (The Passion of the Christ) Мэла Гибсона в 2004 году. Его успех связывают с тем, что сюжет покрывает не всю жизнь Иисуса, а рассказывается лишь фрагмент. Ведь Личность и Образ этого человека намного больше двухчасового хронометража. Один из кинокритиков сказал, что подход Гибсона в создании фильма The Passion of the Christ с описанием одного момента жизни “позволяет персонажам стать более развитыми и менее картонными”.

The Nativity Story – это библейская сага об Иосифе, Марии и рождении Иисуса Христа. Удача этого фильма в том, что в нём собраны ключевые моменты истории о приходе Спасителя, обыграны и всё, что происходит в фильме, сосредоточено вокруг них.

Иосиф (в исполнении Оскара Айзека) и Мария (в исполнении Кейши Касл-Хьюз)
Иосиф (в исполнении Оскара Айзека) и Мария (в исполнении Кейши Касл-Хьюз)

Коротко говоря, “Страсти Христовы” показывают Его смерть за наши грехи, а “Божественное рождение” – скромная история рождения Христа.

Скептики могут покритиковать The Nativity Story за введение мелодраматического мотива – факта, что Мария поначалу была недовольна Иосифом, заявляя: “Я не люблю его”. Хотя позже она влюбляется в него, и их брак может восприниматься как несчастливый брак по расчёту. Более того, браки по расчёту были в основном привилегией богатого высшего сословия. Для бедной семьи это не привычное дело – устраивать брак дочери с тем, кого она не любит. Но в этом фильме мелодраматический приём идёт на пользу на самом деле: сюжетная линия даёт Марии и Иосифу шанс “расти” вместе, вместо того, чтобы строить отношения “на скорую руку”.

На пути в Вифлеем, где "человек некий взойдёт как солнце"
На пути в Вифлеем, где "человек некий взойдёт как солнце"

На кинематографическом уровне фильм сделан потрясающе, передаёт драму действующих лиц и погружает в происходящее зрителя. Актёрская игра на высшем уровне. В фильме исследуются отношения в плане испытания верой/доверием. Речь идёт о Марии и Иосифе, когда он сталкивается с беременной женой, к которой он никогда не прикасался. Интересно то, как можно на это отреагировать? Вот как раз Иосиф принимает решение не обвинять Марию, что стоило бы ей жизни. Это показало его праведность, а не доверие к её истории, а ещё этим он обрисовал границы личной жизни: “людям нужно знать только то, что ты моя жена, я твой муж”.

Замечание кинокритика

Критик Дэвид Крисуэлл (David Criswell) обнаружил ошибку в фильме, которую, по его словам, большинство бы не заметило. Но он раскрыл, что ошибка связана со способом, которым Ирод связан в сюжете с римлянами. Это правда, что Ирод был царем-марионеткой, находившимся под властью Цезаря, но римляне были мудры в том, как они сохраняли контроль. Они позволили провинциям содержать своих собственных солдат и стражу для короля, но обеспечили его лояльность видимым римским присутствием. Какими бы жестокими ни были римляне, они не стремились без необходимости настраивать население против себя, поэтому, когда это было необходимо, они позволяли Ироду творить свои грязные дела с его собственными солдатами. Однако в фильме именно римские солдаты на протяжении всего фильма действуют от имени Ирода и выполняют его желания и поступки. Римляне даже стоят на страже у входа в храм, что, если бы они вторглись на священную территорию, вызвало бы беспорядки (действительно, восстание 66 года н.э. началось, когда Калигула установил римский штандарт на территории Храма).

Показано, как римляне убивают детей в Вифлееме, и подразумевается, что Ирод приказал распять различных политических врагов. Однако распятие было римским наказанием, а не еврейским. Когда Иисуса судили, еврейские суды не смогли найти никаких оснований для Его осуждения. Если бы они были, Его бы забили камнями до смерти. Только римляне приказывали распинать на кресте. Майк Рич признал, что одной из причин было желание избежать споров, которые преследовали “Страсти Христовы” Мела Гибсона, поэтому эту ошибку, возможно, легко не заметить.

***

Интересный факт: актрисе, исполнившей роль Марии, было 16 лет на момент съёмок фильма. Она играла беременную несовершеннолетнюю, и она была беременна на самом деле от своего бойфренда. Её дочь родилась 25 апреля 2007 года
Интересный факт: актрисе, исполнившей роль Марии, было 16 лет на момент съёмок фильма. Она играла беременную несовершеннолетнюю, и она была беременна на самом деле от своего бойфренда. Её дочь родилась 25 апреля 2007 года

Оскар Айзек, сыгравший Иосифа в фильме, прокомментировал: “Я никогда не думал об этой истории, как об истории о смирении… это удивительная скромность и уникальная любовь”. Оскар признался, что хотел бы быть таким же самоотверженным, как его персонаж. “Речь идёт не о богатых и могущественных... а о скромных”. В наши дни это урок, который мы все должны усвоить лучше.