Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

История сверхмалых японских подводных лодок. Был ли от них толк?

Японцы начали их применять с первого дня войны против США, а потом и других стран. Попробуем оценить соотношение ресурсов, потраченных на их создание и достигнутые результаты.

Начнём с лодок Ko-hyoteki "A". Вот лодка этого типа Ha-19, захваченная в ходе нападения на Пёрл-Харбор:

Это её уже привели в порядок для рекламного турне в целях военного займа. А нашли в таком виде:

-2

Фрагмент её центрального поста. Виден гирокомпас:

-3

Корпус в разрезе:

-4

Водоизмещение 46 тонн, длина порядка 24 метров, подводная скорость до 19 узлов. Привод был только электрический, два винта на одном валу, вращавшиеся в противоположные стороны. Могла пройти 100 миль при 2 узлах, 80 миль при 6 узлах, 18 миль при 19 узлах. Экипаж 2 человека, вооружение - две 450мм торпеды и заряд взрывчатки весом 140 кг.

Доставлялись они к месту применения специально оборудованными подводными лодками-носителями, всего их было построено порядка 60 единиц.

Далее я постараюсь скомпоновать описания событий из различных источников, нередко приводящих отличающиеся друг от друга факты.

Итак, пять Ko-hyoteki Type A, вооруженных торпедами Type 97, были запущены с пяти материнских подводных лодок Type C1 в рамках атаки на Перл-Харбор. Им было приказано атаковать любые корабли, которые попытаются покинуть гавань.

Вход в гавань ночью 7 декабря патрулировал эсминец USS Ward:

-5

В 03:57 тральщик USS Condor световым семафором сообщил эсминцу, что заметил перископ подводной лодки вблизи военного транспорта USS Antares. До нападения японской авиации оставалось ещё несколько часов.

Вот этот тральщик:

-6

А это транспорт:

-7

Транспорт то ли ждал буксир с базы , чтобы передать ему приведённую им баржу, то ли собирался сам входить в гавань. Эсминец тут же начал шнырять вокруг в поисках лодки, но до поры безуспешно. Неясно, подбиралась ли лодка именно к транспорту или пыталась вслед за ним преодолеть боновое заграждение на входе в базу.

В 6:30 вахтенные на мостике "Антареса" также заметили перископ и уведомили эсминец, а в 06:37 он сам обнаружил его и пошёл в атаку. Он обстрелял место нахождения лодки снарядами и сбросил несколько глубинных бомб. В 2002 году остатки лодки со снарядной пробоиной в рубке были найдены. Обе торпеды оставались в аппаратах.

Это была I-20tou. Командовал ей энсин Сакамаки

-8

Вторым членом команды был старший уоррент-офицер Аннагаки (по крайней мере так звучит его фамилия в ролике из американского музея)

-9

Они стали первыми японцами, убитыми американцами во Второй мировой войне.

Так это видит художник:

-10

I-24tou (Ha-19) сбилась с пути из-за неисправного гирокомпаса, дважды наткнулась на рифы и, наконец, оказалась на пляже Вайманало на восточном берегу Оаху. Подлодка была захвачена с обеими торпедами в аппаратах, а ее командир стал первым японским военнопленным на войне с американцами. Снимки о ней приведены в начале статьи.

I-22tou вошла в Перл-Харбор и выпустил обе торпеды в сторону USS Curtiss и USS Monaghan сразу после начала воздушной атаки. Одна торпеда выскочила на мель у острова Форд, а другая попала в пирс у Перл-Сити. Монаган протаранил подводную лодку, а затем добил ее глубинной бомбой.

USS Monaghan
USS Monaghan

Обломки лодки были обнаружены вскоре после нападения, а позже во время войны использовались в насыпи во время расширения базы подводных лодок Перл-Харбор. Корпус был выкопан из неё в 1960-х годах, но почти сразу же перезахоронен. Согласно некоторым источникам, останки ее экипажа остаются на борту.

Вот эта лодка после подъёма. Надо понимать, что трупы подводников так и лежат внутри?

-12

I-18tou, запущенная с материнской подводной лодки I-18, была уничтожена глубинной бомбой в лагуне Кихи за пределами Перл-Харбора между входом в гавань и Гонолулу, теперь это место под расширенными взлетно-посадочными полосами международного аэропорта Гонолулу. Водолазы ВМС США подняли ее обломки 13 июня 1960 г. с обеими торпедами на борту.

I-16tou передала по радио сообщение с кодовыми словами, указывающими на то, что её атаки были успешными, но она так и не вернулась ни на одну из материнских подводных лодок. Действия подводной лодки в тот день и ее последующее местонахождение долгие годы оставались полной загадкой. Анализ фотографий, проведенный независимыми исследователями и опубликованный Военно-морским институтом США в 1999 году, показал, что она могла успешно запустить торпеды по USS West Virginia и USS Oklahoma во время воздушной атаки; но это продолжает вызывать споры.

Дальше история достаточно тёмная. Якобы ещё во время войны она была обнаружена на дне океана к югу от Оаху в виде обломков, похоже, что был взорван заряд взрывчатки на её борту. Не осталось свидетельств, находились ли там же и остатки торпед или всё-таки они ушли в цели ещё до её гибели.

Итак из пяти лодок только одна, возможно, отстрелялась по американским кораблям, но это, как говорится, неточно.

***

В 03:00 30 мая 1942 года одна из пяти больших японских подводных лодок запустила разведывательный самолет к северо-востоку от Сиднея, Австралия. Облетев гавань, самолет вернулся, сообщив о «линкорах и крейсерах» в гавани. На самом деле самым большим из присутствующих кораблей был тяжелый крейсер USS Chicago.

Следующей ночью около 04:30 были выпущены три сверхмалые подводные лодки типа А.

Первая запуталась в противоторпедной сети, подвешенной между мысом Джорджс-Хед и Грин-Пойнт. Прежде чем HMAS Yarroma смог открыть огонь, два члена экипажа подводной лодки уничтожили свое судно подрывными зарядами и покончили с собой.

Вторая подводная лодка вошла в гавань и направилась на запад в сторону Харбор-Бридж. Примерно в 200 метрах от Гарден-Айленда подводная лодка была обстреляна USS Chicago. Затем она выпустила две торпеды по крейсеру. Одна торпеда вылетела на берег острова Гарден, но не взорвалась. Вот эта торпеда через 9 дней, вытащенная на берег:

-13

Другая прошла под голландской подводной лодкой K9 и ударилась о дно гавани под кораблем HMAS Kuttabul. В результате взрыва погиб 21 моряк. Завершив свою миссию, подводная лодка выскользнула из гавани и исчезла (её обломки были обнаружены в ноябре 2006 года примерно в 20 милях к северу от гавани; сейчас они охраняются как воинская могила).

Третья подводная лодка была замечена HMAS Yandra у входа в гавань и получила глубинную бомбу. Примерно через четыре часа, устранив повреждения, она вошла в гавань, но впоследствии была атакована глубинными бомбами и потоплена в заливе Тейлор кораблями Королевского флота Австралии. Оба члена экипажа подлодки покончили жизнь самоубийством.

Лодка, поднятая со дна в Сиднее:

-14

***

Японские подводные лодки I-10, I-16 и I-20 прибыли к берегам Мадагаскара 29 мая 1942 года. Самолет-разведчик с I-10 обнаружил 31000-тонный линкор HMS Ramillies, стоявший на якоре в гавани Диего Суарес, однако самолет был замечен, и Ramillies сменил место стоянки. 30 мая 1942 г. I-16 и I-20 спустили на воду две сверхмалые подводные лодки типа А, одна из которых сумела войти в гавань и выпустить две торпеды, находясь под атакой глубинными бомбами двух корветов. Одна торпеда серьезно повредила Ramillies, а вторая потопила нефтяной танкер British Loyalty (впоследствии снятый с мели). Позже Ramillies был отремонтирован в Дурбане, Южная Африка, и Плимуте, Англия, прежде чем с отличием участвовал во вторжении в Нормандию. На снимке HMS Ramillies ведёт огонь по побережью Нормандии:

-15

Одна из подводных лодок была выброшена на берег в Нуси-Анталикли, и экипаж двинулся вглубь суши к месту сбора возле мыса Эмбер. Когда они купили еду в деревне, жители сообщили о них властям, и через несколько дней они оба были убиты королевскими морскими пехотинцами. Вторая сверхмалая подводная лодка была потеряна в море, а тело одного из ее членов экипажа выбросило на берег днем ​​позже.

Эту историю я продолжу в следующей статье.

******

В Японии имелись не только подлодки ВМФ, но и армейские. Вот интересная история одной из них:

Как японский транспорт напал на свою подводную лодку и немного о японском хрене

........................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь