Найти тему
Финдомкрат

Дети как инвестиция.

Оглавление

За упокой.

Сейчас в меня станут кидать тапками и ругмя ругать, потому, что «замахнулся на самое святое». Обычная позиция обычного заботливого родителя – предоставить ребенку всё-всё-всё и, при этом это «всё» - самое-самое-самое.

Это нормальное инстинктивно-обусловленное поведение нормального родителя. У диких животных – это наиболее эффективное поведение в плане успешности семьи, племени и вида, то есть – наиболее эффективное поведение, направленное на продвижение генов родителей в будущее, в будущие поколения.

Но есть проблема. У диких животных программа родительского поведения АВТОМАТИЧЕСКИ ОТКЛЮЧАЕТСЯ, как только юное поколение достигает состояния, в котором оно может существовать самостоятельно. Кошка прогоняет от себя котят, сука – щенят. Причём происходит это достаточно жестко. И уж ни о каком родительском инстинктивном поведении не может быть и речи в том периоде, когда потомство достигает половозрелости.

У двуногого прямоходящего с гипертофированным головным мозгом, во первых, инстинктивное поведение не отключается в принципе (биологическая видовая особенность), во вторых, в сферу этого инстинктивного поведения входит, кроме «накормить+защитить» еще и «обучить».

Собственно, мы и стали господствующим на планете биологическим видом, потому, что научились накапливать информацию (в древности говорили – «знания») и передавать её в последующие поколения. У китов, дельфинов и слонов мозг крупнее нашего, но мы действуем как единый мегамозг, еще и бесконечный во времени, а они – нет.

Когда двуногие прямоходящие родители реализуют инстинкт «защитить» - вроде бы всё остается в пределах разумного, более-менее. Когда происходит реализация «накормить» - уже начинаются массовые проблемы: в развитых обществах количество\доля детей с ожирением (и происходящими от него кучей проблем) зашкаливает. Любой ребенок, имеющий хотя бы малейшую предрасположенность к набору лишнего веса становится жиробасом. Но лиший вес хотя бы видно, и когда проблема перерастает отговорки – предпринимаются попытки хоть что-то сделать для исправления.

Точно такой же неуправляемый процесс, но не имеющий естественных контрольных точек и ограничителей развивается при реализации родительского инстинкта «обучить». Несчастные дети, помимо детского сада и школы, получают еще огромный объем обучения в виде нулевых классов предшколы, репетиторов, подготовительные курсы, музыку, пару спортивных секций и т.п. и т.д. При этом родители оказываются совершенно не в состоянии понять и оценить объем, сочетаемость и нужность информации, которой пичкают дитятю.

Самая больная проблема, КМК – сочетаемость. К примеру: занятия музыкой требуют чувствительных, быстрых и ловких пальцев. Занятия дзю-до требуют предельно сильной и нечувствительной к боли кисти. И то, и другое в ходе занятий и тем и другим сознательно и целенаправленно развиваются. Кроме того, психика музыканта требует тонкой эмоциональности. Психика дзюдоиста должна противостоять давлению противника и сама осуществлять такое давление. А теперь сядем и подумаем, а как вообще могут совместиться музыка и дзю-до? Да никак. Вообще – никак. Однозначно на тренировках по борьбе будет угроблено всё, что наработано на музыке. Без вариантов. И какой результат является целью при таком сочетании? Музыкант с навыками самозащиты?? Мы планируем, что дитятя всю жизнь будет работать уличным музыкантом???? Но случаев, когда родители тащат чадо в музшколу, а затем на секцию – предостаточно.
Самая массовая проблема, КМК – объем нагрузок. Лично я сам знал одного мальчишку, который около полугода (минимум, про который я точно знаю) одновременно занимался на двух секциях: футбол и борьба. Само по себе сочетание несочетаемого – оба спорта требуют, и развивают разные свойства тела и мышления, не только несочетаемые, но и прямо противоречащие. Ну да ладно. Но когда мальчишка успевал восстанавливаться, физически, после тренировок? Да никак. Невозможно. И это уже не говоря о необходимости просто расти. Профессионалы, говорите, тренируются каждый день? Профессионалы, знаете ли, уже взрослые, т.е. им не надо расти. И им не надо ходить в школу, они ТОЛЬКО тренируются и ТОЛЬКО отдыхают, и больше ничего не делают. А ещё профессионалы насквозь пропитаны фармакологией.

То же самое – и в плане интеллекта и знаний. Мозг ребенка, знаете ли, не резиновый, возможности по поглощению информации из окружающей среды (т.е. от репетиторов) – ограничены. Возможности вписать эту информацию в память – тоже ограничены. Возможности переварить полученную информацию (перепродумать и понять) – еще более ограничены. Ограничение это объективно – оно порождено объективными биохимическими пределами в производстве АТФ мозговой тканью. Другое ограничение – это размер мозга. МОЗГ РЕБЕНКА ЕЩЁ НЕ ВЫРОС! Он анатомически, блин, не может поглощать и удерживать информацию в таких же объемах, как и мозг взрослого! А ведь при этом родители сплошь и рядом дают ребенку такие учебные нагрузки, с которыми не справились бы и сами!

Дети, естественно, оказываются в состоянии, известном спортсменам и физкультурникам как перетренированность. Предельно упрощая: это когда избыточные нагрузки блокируют рост и развитие. Ребенок, вроде бы, накачан информацией, но из-за усталости мозга (дефицита АТФ в мозговой ткани) не хочет ни вспоминать, ни думать.

Кто виноват?

Родители. Вина их состоит в том, что они не используют всех своих возможностей для исполнения родительского инстинкта. Лентяи. Неужели трудно сесть и подумать - как сделать это лучше и эффективнее?

Позволили неосознаваемому инстинктивному поведению овладеть своим поведением, при том, что имели полную возможность этого не допустить. Это было бы нормально для всех остальных биологических видов - но не для Хомо Сапиенса. Короче - не по человечески.

Что делать?

Включать мозг и исполнять свой родительский инстинкт, пардон -долг, с использованием наиболее мощного инструмента приспособления к среде, которым обладает наш биологический вид - аналогового биокомпьютера, расположенного в переднем отделе туловища, внутри защитной костной капсулы.

Идея состоит в том, что к ребенку (своему собственному, конкретному, живому) относиться как к инвестиции. То есть осознано и расчётливо.

Мне как-то немного кажется, что самому ребенку от этого пользы в будущей жизни будет намного больше.

Во здравие.

Когда человек вкладывает время, силы и деньги (заметьте, на первое место я поставил время, а деньги - на последнее) в расчёте на то, что когда-нибудь в нескором будущем, через много-много лет, эти вложения принесут ему ощутимую пользу - это называется "ИНВЕСТИРОВАНИЕ".

Когда мы вкладываемся в детей, то будущая польза лично для нас тоже имеет место быть, но в реальности такая цель - на окраине наших целей. О вложении в детей как способе создания своей собственной пенсии мы думаем в последнюю очередь - но это только потому, что мы развращены пенсионными системами и системами социальной помощи современного общества. Это - крайне нетипичное в истории положение дел, и скоро эта лавочка будет прикрыта. Вероятно, те, кому сейчас за 40 лет - это последнее поколение, которое будет в старости жить на государственную пенсию. Но, повторяю, мы сейчас об этом не думаем.

Вкладываясь в детей мы преследуем цель повысить успешность ребенка в будущем. Другой цели современные родители не ставят и о другом даже не задумываются. Даже не задумываются, зачем эта будущая успешность ребенку нужна. Ну да ладно. Обычное неконтролируемое инстинктивное поведение, см. выше.

Великая проблема состоит в том, что родители эту цель осознают плохо и не пытаются задуматься о том, как было бы рациональнее эту цель достигать. Всё сводится к обычному "как все"-"не хуже, чем у других". Все в музыкальную школу - и мы в музыкальную школу. Все на дзю-до - и мы на дзю-до. Все на английский - и мы на английский.

По ходу разберемся с этими вариантами (они наиболее распространены).

1. После окончания музыкальной школы профессионально заниматься музыкой продолжает подавляющее меньшинство. Какую пользу человеку, не являющемуся музыкантом, принесли годы, потраченные на музшколу - УМА НЕ ПРИЛОЖУ. Вот не видел за всю свою жизнь какой-либо связи жизненного успеха с музыкальным образованием. Скажу больше, в среде суперуспешных музыкантов большинство - самоучки. А ведь было потрачено огромное время и немало денег.

2. Дзю-до не является источником здоровья и не является наилучшим путем достижения личной безопасности. Борцы (не только дзюдоисты) являются ходячей коллекцией недозалеченных травм, а вы не знали? Что касается личной безопасности - да, борец легко постоит за себя. Но - армреслер и гиревик даже не будут защищать себя - не потребуется. В 99% случаев хорошо видимая глазами физическая сила охлаждает буйные/горячие головушки просто фактом своего наличия.

Кстати, футбол - один из наиболее вредных видов спорта, а вы не знали? Из 4х футболистов, куоторых я знал вблизи - трое в очках (бьют то головой тоже), у двоих разбиты колени, у одного нездоровое сердце и все четверо любят выпить (в разной степени, но выше, чем в среднем по популяции).

Среди успешных администраторов очень высок процент борцов-разрядников (в прошлом). Это не случайность, навыки общения, наработанные при длительном пребывании в борцовском микросоциуме и борцовские понятия очень полезны именно при административной работе. Хотите сделать ребенка чиновником? офицером армии, полиции? Ну тогда вам сюда.

А если уж о безопасности в широком смысле, да еще вкупе со здоровьем - то вне конкуренции простое обычное плавание. Ребенку, проходившему в бассейн 3-4 года почти невозможно а)-утонуть и б)-заболеть.

3. всем на свете, кроме закоренелых адептов секты бакса, уже давно ясно, что самой распространённой международной валютой будет CNY, а самой распространённой международной письменностью будет китайская грамота. Кроме англосаксонского мира английский будет нужен, пожалуй, только в Африке. Во Франции говорят на французском, в Швеции - на шведском, и только Германия - исключение, там проживают не германцы, а немцы, и говорят они не на германском, а на немецком. А с многочисленной туристической обслугой лучше говорить на арабском.

Инвестиционная стратегия "как все" - это обычное стадное поведение, и не обижайтесь на термин популяционной биологии и этологии. На бирже (и в жизни) стадное поведение реализуется установкой "делай как все/следуй за толпой".

Если вся толпа ломанулась в одном направлении - впереди засада. Обратное надо доказывать.

А если отказаться от стратегии стада - то что? Взамен - что предлагается? Взамен предлагается рациональность.

Ratio

Рациональность (русск. - "по уму") подразумевает наличие обдуманной, адекватной и реальной цели и продуманность действий по её достижению.

В отношении ребенка не обязательно и не стоит слишком уж детализировать цель, по целому ряду причин слишком уж точное целеполагание га горизонте 10-20 лет даже вредно. Достаточно просто понимать, в какой области деятельности вашему чаду, когда оно будет в возрасте 30-50 лет, будет а)комфортно и при этом б)достаточно денежно. Но это - в отношении мальчишек. В отношении девчонок надо помнить еще и о том, что им предстоит найти мужа и возиться с детьми, и выбор будущей области деятельности должен учитывать этот момент.

Проще объяснить на примерах.

Пример 1. Мальчишка в семье, где все мужчины сплошь военные и полицейские, и запоем смотрит кино про войнушку и про полицейскую беготню по крышам\подвалам с пистолетом в зубах. И без рассуждений понятно, в какую область деятельности понесет этого ребенка. Ну тут сама собой напрашивается секция дзю-до, и дело не в приёмчиках и физической силе, хотя и это тоже в струю. На секциях борьбы научат понятию "старший-младший", жести во взаимоотношениях и умению давить на других (во всех смыслах). Из бывших борцов очень часто получаются успешные администраторы, замечали? А вот музшкола и литературный кружок - противопоказаны. Излишняя эмоциональная тонкость для военных и полицейских прямо вредны. Английский? Для чего????

Пример 2. Чадо в семье, где полным-полно журналистов, телевизионщиков и музыкантов. И сам ребенок любит быть в центре внимания. ну тут уж ясно, что дитю во взрослости предстоит вращаться в кругах, где много а)информации, б)эмоций и в)людского внимания. Ну вот тут-то не обойтись без музыкальной или художественной школы и\или литературного кружка и\или репетитора по иностранному языку. Дзю-до категорически противопоказано. Вы подумали, что подойдёт секция гимнастики? Не знаю, сомневаюсь. Всё хорошо в меру. Распространённая проблема в артистичеки-журналистском бомонде - зашкаливающие эмоции, а чтобы сообщить телу эмоциональную устойчивость, но при этом эту эмоциональность не погасить - КМК лучше подойдёт плавание.

Пример 3. Заумный ребенок. Малообщителен, малый круг друзей, погруженность в знания, часто демонстрирует уровень знаний в интересующей его области явно превышающий норму для его возраста. Ну понятно, что подростка устроит только спорт, где можно соревноваться только самим с собой, а в тренировочном процессе нет необходимости общаться с кем бы то ни было. В раннем подростковом возрасте адекватным будет приучение к комнатной гимнастике, а постарше - к калистенике и подъему железа. Таким детям, когда они вырастают, часто очень не хватает умения работать руками, поэтому и смотреть надо в сторону соответствующих кружков. Что касается развития мозга - тут уж они сами кого хочешь разовьют, острой необходимости прокачивать это - точно нет. И если уж иностранный язык - то не в плане свободно болтать на оксфордском прэнаунсе, а быстро понимать основное содержание бегло просматриваемого текста. А вот чего детям такого сорта не хватает - это общего уровня эмоций и умения конфликтовать. Таких детишек, вероятно, полезно было бы втянуть в истфех и реконструкторское движение, где хватает и того и другого, и при этом - среда таких же заумников.

Как видим - всё просто. Но есть проблема, и она - не в детях, а в родителях. Очень часто родители заменяют свойства ребенка своими хотелками. Обычно - пытаются достигнуть ребенком того, чего хотели для себя и не получилось. Глупо, конечно. Во 1х - у ребенка свои хотелки, и они не совпадают с хотелками родителей. Во 2х - если у родителя не получилось - то почему должно получиться у ребенка? Наследственность не переплюнешь, если родителю чего-то не хватило - то, скорее всего, не хватит и ребенку.

Вероятно, цели инвестирования в ребенка должны быть обсуждаемы, постоянно/периодически на протяжении длительного времени, и в первую очередь - с самим ребенком.

Существуют ли специалисты в области профориентации? Вероятно - существуют, но я таких ни разу не видел и не слышал. На крайний случай - можно и к астрологу, правда придётся поискать вменяемого и адекватного астролога, а это проблема.

Возвратность инвестиций.

А это в инвестициях самое главное. Не доходность, а возвратность. Доходность рассматривается только после того, как возвратность устроила инвестора.

Надо достаточно хорошо представлять, с какой вероятностью, с какой скоростью и в каком количестве в далёком будущем ребенку вернутся затраченные сейчас вами на него время, силы и деньги.

Снова обращаю внимание на то, что на первое место поставлено время, силы - практически синоним здоровья, а деньги - на почётном, но последнем месте.

По здравому размышлению вполне может оказаться, что будет умнее дать ребенку образование/ремесло которое его самого больше устраивает (а не то, о чём мечтают родители), и которое ему по зубам (не потребует героических усилий в освоении, т.е не искалечит психику и не подорвёт здоровье), а на оставшиеся инвестсредства обеспечить его жильём (к примеру)?

Искалеченность психики от непомерного авторитарного принуждения родителями к неинтересной учёбе может выразится в стойкой потере способности принимать решения самостоятельно и в "выученной беспомощности" (сейчас это уже официальный термин).
Потеря здоровья - например, в виде стойкого снижения зрения от его длительного перенапряжения в учёбе.

Спешить необязательно.

Долгосрочные инвесторы - они как черепахи, думают долго, решения принимают медленно. Вероятно, поэтому и живут долго.

Чарли Мангер родился 1 января 1924 г. Уоррен Баффетт родился 30 августа 1930 г. Сами посчитайте, сколько дедам лет. Деды продолжают инвестировать. С год назад видел Баффета в телевизоре, как психиатр с дипломом и опытом работы утверждаю: у дедугана с головой всё в порядке.

Времени, чтобы разобраться с направленностями и возможностями собственного ребенка у нормального родителя более чем достаточно. надо просто задаваться этой целью. Наблюдать, думать. Можно и записи делать. Опять наблюдать и думать. В конце концов понимание объекта инвестирования и возможные перспективы - прояснятся.

А ещё и возможные профессии надо оценить - с прицелом на далёкое будущее. Там тоже есть проблемы, и серьёзные. Но это уже отдельная тема.

Так что, отключаем эмоции, включаем интеллект, наблюдаем и думаем.