Найти тему
Мои первые книжки

Школьная вселенная, или Что такое «смешно»?

Не знаю — как вы, а я свою школьную пору вспоминаю часто. Со всеми её неотъемлемыми атрибутами: физрой-литрой, двойками-пятёрками (двойками — чаще), стычками в туалете и даже драками за теплицей. Школа у меня была весёлая, скучать не давала никому, в том числе учителям и директору. А потому и воспоминания о ней сохранились самые тёплые.

Обложка книги, издание 1968 года. Иллюстрация Ивана Семёнова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Обложка книги, издание 1968 года. Иллюстрация Ивана Семёнова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

Видимо, Михаил Павлович Коршунов учился в подобной школе. Иначе бы не написал своей известной книги «Школьная вселенная». В сборник вошли повести «Трагический иероглиф», «Кавеэнщик», «Рыцарь», «Колесо истории, или Сверхпроводимость» и «Сентябрь-сентябрь». Многие герои книги «кочуют» из повести в повесть. Где живут своей обычной школьной жизнью.

Иллюстрация Ивана Семёнова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Иллюстрация Ивана Семёнова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

Меня в детстве, помню, особенно «зацепил» «Трагический иероглиф». Повесть про двух совершенно похожих и совершенно непохожих близнецов: Стаську и Славку Шустиковых. Они, конечно, похожи, потому что — близнецы. Но они и непохожи, потому что — братья. Даже у родителей в головах начиналась путаница, когда они пытались понять: кто здесь Станислав, а кто — Вячеслав. Посему на семейном совете Шустиковых было принято простое, но кардинальное решение: побрить одного из них налысо, чтобы больше не путать. Тут же поднялся вопрос: кого брить? И здесь непостижимая родительская логика одержала верх: брить будем младшего. То есть — Славку. Он на двадцать минут младше.

Иллюстрация Ивана Семёнова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Иллюстрация Ивана Семёнова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

И началась тогда между братьями война. Война, захлестнувшая весь 5 «Ю», в котором учились братья Шустиковы. Война, расколовшая класс пополам. Кто-то сочувствовал бритому Славке, а кто-то (которые за Стаську) считал, что «так ему и надо». Началась война. Рим и Карфаген. Алая и Белая Розы.

Иллюстрация Ивана Семёнова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Иллюстрация Ивана Семёнова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

С тех пор не было в школе дня, чтобы по его гулким коридорам не проносились боевые кличи, чтобы пепел сражений не поднимался над школьной крышей. Птицы старались облетать школу стороной, прохожие вжимались в стены и прикидывались ветошью, когда 5 «Ю» шёл в атаку. В ход шло абсолютно всё: диверсии, подрывы поездов, шпионаж и взятие в плен. Девчонки бились наравне с мальчишками. Однажды в класс во время очередной баталии вошла учительница и взору её предстала картина, достойная кисти Верещагина:

Иллюстрация Ивана Семёнова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Иллюстрация Ивана Семёнова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

Великое и, к сожалению Клавдии Васильевны, повторимое зрелище: парты сдвинуты и одна из них опрокинута; Батурин Вадим и Джавад фехтуют на визирных линейках; Ковылкин вертит за шнурки кеды, как метательный снаряд; Вова Зюликов поднял портфель и сейчас опустит его на голову соседа; Искра и Лёля тоже вертят кеды за шнурки (кеды принёс весь класс, потому что занимался физкультурой); Маруся размахивает учебником и кричит что-то дикое, коса её, подвязанная на затылке петелькой, развязалась; Таня хлопает крышкой пенала кого-то по спине и тоже кричит что-то дикое.

Иллюстрация Ивана Семёнова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Иллюстрация Ивана Семёнова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

И не было видно конца этой битве. Но хитрый и лысый Славка придумал-таки: как отомстить брату и выиграть эту войну. Понадобился всего один пузырёк зелёнки...

Иллюстрация Ивана Семёнова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Иллюстрация Ивана Семёнова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

Где-то на просторах «паутины» встретил комментарий к этой книге, который практически полностью состоял из следующих высказываний: «ужасно нудно», «корявый язык» и «не смешно». Прочитал комментарий. Посмеялся, вспомнив книгу. И решил написать о ней статью. Вот эту. Нудную. Написанную корявым языком. Абсолютно не смешную.

Не то что книга. Которую я с удовольствием рекомендую всем хранителям школьной памяти и ценителям хорошего, доброго юмора. Надеюсь — такие ещё остались. Потому что если ЭТА книга кому-то кажется не смешной...! Ну, я уж и не знаю... Потерял я, значит, где-то чувство юмора. В школьном своём прошлом оставил. В коридоре, в сумке со «сменкой».

Спасибо за то, что дочитали до конца! Подписывайтесь на мой канал!