Это был уже третий спектакль "Ромео и Джульетта" в моей жизни. Если учесть, что я смотрела еще несколько фильмов и вообще куски из этой трагедии наизусть прочитать могу... Так зачем же я пошла в театр МЕЛ? Во-первых, я люблю эту пьесу. Во-вторых, мне стало интересно, как ее поставили. Ведь режиссер Иван Лырчиков перенес действие в Америку 1920-х годов. Монтекки и Капулетти стали главами двух противоборствующих мафиозных группировок. Захватывающе? Да!
Кстати, попала я на премьеру, поэтому гостей угощали тортом. Служители театра постарались оформить фойе так, чтобы зрителям было понятно, на какой спектакль они пришли. Этому служат и стенды, рассказывающие о жизни Америки в тот период, и газеты с крупными говорящими заголовками (эти издания еще сыграют свою роль в спектакле).
Зрительный зал в театре МЕЛ маленький, но удобный, все видно, потому что каждый ряд кресел установлен на ступеньку. Сцена небольшая, бОльшую ее часть занимала барная стойка и помост. Ибо, вы помните, хотя 20-е годы и были периодом сухого закона, пили тогда крепко. Контрабандисты и бутлегеры работали хорошо. Актеры были одеты соответственно: дамы в платья с заниженной талией, господа - в костюмы-тройки, ну а работяги "щеголяли" в рубахах и рабочих штанах.
Иван Лырчиков немного изменил текст Шекспира, заменив "Верону" на "Нью-Йорк" и "Мантую" на "Бостон", а также убрав некоторые строки. Пьеса от этого хуже не стала. Тем более, что режиссер взял достаточно полный вариант (не секрет, что ее нередко сокращают при постановках или съемках фильма), сделав упор не только на любовную историю, но и на вопрос общественной безопасности, как мне показалось. Вот эта проблема, кстати, как и тема домашнего насилия (неожиданно, да?) вышла на первый план именно потому, что пьеса елизаветинца была поставлена в относительно современных реалиях. И внезапно оказалось, что это не просто красивая сказка о любви, в которой мужчины носят шпаги, а женщины - длинные платья, а вполне актуальный рассказ о проблемах отцов и детей, семейных отношениях, преступности и пр.
Немало способствовало этому то, что молодые актеры, игравшие главных героев, в костюмах 1920-х годов были куда ближе к нам, чем к героям XVI века. И вот эта красивая девочка (Анастасия Маленкова), и вот этот нескладный мальчишка (Дмитрий Жуковец) стали близки и понятны зрителям.
Интересно, что режиссер ввел в спектакль еще одного персонажа - "М", красавицу в черном (Анна Осипова), лихо отплясывающую чарльстон, красиво курящую сигареты и подающую меткие реплики персонажам. Как я понимаю, это сама Судьба. Как ни странно, получилось хорошо. Эта брюнетка ослепительна, как солнце и опасна, как змея. Удивительно хорош Меркуцио (Иван Лырчиков). Ставить спектакль, в котором ты же участвуешь, сложно.
Но у Ивана получилось, более того, он же отвечал за фехтовальные сцены. Мать Джульетты играет Мария Ланец. Это очень интересный персонаж. С одной стороны она еще молода (помним, сколько ей было у Шекспира? 27 лет примерно), с другой - по статусу она уже принадлежит к "миру взрослых". Видимо, из-за этого всего она несколько противоречива: готова веселиться до упада на празднике, но пренебречь законами "приличного общества".
Рядом с ней, стройной блондинкой, органично смотрится кормилица (Кристина Лучина), брюнетка приятной наружности средних лет, так напоминающая нам героинь итальянского неореализма. Вот прям так и видишь ее в фильмах Росселини или Висконти. А как она оговорит по-итальянски! Монах, брат Лоренцо, - это бонвиван, любящий жизнь во многих ее проявлениях. При этом он искренне верит в бога и хочет помочь как влюбленным, так и их семьям. Как его сыграл Сергей Веселков!
Спектакль очень красиво поставлен, финальные сцены с памятником влюбленным просто восхитительны. Он весьма разноплановый. Актеры поют, танцуют, фехтуют, стреляют... То есть, скучно зрителям точно не будет. Поразительно: маленький театр нашел, что показать народу. Театр явно небогатый, не имеющий возможности пустить пыль в глаза и помпезностью и масштабом замаскировать огрехи в режиссуре или игре актеров, оригинально и свежо поставил Шекспира!
Минусы.
Один-единственный. В начале первого действия по рядам прошел разносчик с колой, орешками и хот-догами. И... правильно, все внимание тут же переключилось на него. И монолог Ромео пошел нафиг. Это была хорошая идея. Но лучше перенести общение с этим персонажем в антракт и не отвлекать зрителей от того, что на сцене происходит.
И еще я бы посоветовала во-первых, после смерти Тибальта надеть на рукава мужчинам черные повязки, а, во-вторых, Джульетте и леди Капулетти сшить траурные наряды. Они модно одеты (по меркам 20-х годов), но вы же сами понимаете: не будут итальянки горевать о сыне и брате в ярких коктейльных платьях.
Резюме: на редкость хороший спектакль и достойный театр, теплый, домашний. Вежливые гардеробщик и капельдинеры, небольшой буфет, в котором зрители сами опускают деньги в стеклянный ящик, посетители здороваются со служителями театра как со старыми знакомыми. Надо будет продолжить знакомство с ним, тем более, что я живу всего в двух остановках метро. Этот театр, я думаю, очень нужен нашему городу и району.
Сайты театра:
http://www.melteatr.ru
https://vk.com/club77538922
Фотографии Анастасии Морозовой (профессиональные) и мои (на телефон).
За приглашение спасибо театру МЕЛ (@club77538922) и его директору Е.А. Махониной, а также @i.arenkova, @ola__lev и @moskvalublu.
#театрмел #мелтеатр #театрмелжив #отрадное #еленамахонина #иванлырчиков #москвалюблю #moskva_lublu #moskvalublu