88
Вета замерла и прислушалась к своим ощущениям. По окружности поляны она ощутила невидимую стену, а каждый камень, что они с Клименой заговорили, был якорем, держащим её основу.
- Так необычно, - промолвила девушка, - давно не чувствовала себя такой защищённой.
Климена внимательно наблюдала за ней. Она видела, что ученица тонко воспринимает изменения в пространстве.
- Прежде чем начинать творить магию, ты всегда должна ставить защиту, - стала рассказывать женщина, - во время ритуала мы уязвимы, поскольку соединены с ТЕМ миром. Магия ведь это что? Изменения в неосязаемом, которые потом отражаются в реальности. И чтобы внести эти изменения, подействовать своими заговорами и обрядами на то, что нельзя потрогать, надо стать частью ТОГО мира. Если сделать это без защиты, то границы будут слабы и через них может прийти «худо», и результат выйдет не таким, как задумывалось.
Вета с интересом слушала слова Климены. Она сразу вспомнила о своей матери и о ритуале, который та проводила, чтобы спасти сына.
- Помните, я рассказывала, как душа Ирвинга проникла в тело моего брата? Моя мама пыталась спасти своего третьего сына, после двух безвременно ушедших мальчиков, и сделала обряд по привлечению души, у которой есть силы для жизни, в отличие от той, что жила в теле Стефа. Но только душа пришла чёрная, принадлежащая колдуну. Это из-за того что мама не поставила защиту? - спросила она.
- Я не знаю, что именно делала твоя мама, какую защиту она ставила и ставила ли вообще, - ответила женщина, - но если она решила проводить такой серьёзный магический обряд, то должна была знать, что без оградительного круга нельзя. Другое дело, что у каждого мага и ведьмы свои силы. Твоей матери могло просто не хватить их, чтобы закрыться от сильного колдуна. Ты говорила, что её ребёнок был совсем маленьким, да? Значит, твоя мама была ослаблена недавними poдами, а до этого вынашиванием ребёнка. От женщины требуется много сил, чтобы дать новую жизнь. Ты и сама это знаешь. А у Иммы были до этого ещё и потери детей, что подрывает саму суть женщины - дать жизнь и увидеть её закат. Это очень тяжело. Поэтому она ослабла и не смогла сдержать душу колдуна, когда та приблизилась к её ребёнку.
- Я помню, что мама делала странные движения вокруг костра во время обряда. Всё её тело ломало, руки и ноги двигались будто отдельно друг от друга, а сама она быоа в небытье. Это было очень страшно.
- Бывает так, что ведьма открывает двери в ТОТ мир, а удержать их не может. И ОНИ захватывают её, подчиняют своей воле. Скорее всего, так и произошло. Имма безрассудно желая спасти своего сына, начала проводить ритуал, на который у неё не хватало сил. И в какой-то момент её сознание подчинилось другому, более сильному колдуну, который заставил её сделать так, чтобы он смог вселиться в тело её ребёнка, - предположила Климена.
- Наверное, так и было. - с грустью ответила Вета, - а ещё я видела, как от Стефа отделилось маленькое белое облако, но не улетело вверх, а осталось рядом с ним, будто на верёвочке.
- В результате магии бывает такое, что душа не может покинуть тело, - подтвердила её догадки женщина. - Знаешь, почему ведьмы тяжело отходят в мир иной? Потому что каждый ритуал ставит на неё печать, скрепляет душу с бренностью. Чем сложнее обряд, тем сильнее эта скрепа. Может видела когда-нибудь, как крышу разбирают, чтобы старуха могла noмереть? Это не просто так, ведьмам проход нужен, разделение. Mучаются они сильно, а печати снять не в состоянии.
- Было у нас такое в деревне, - подтвердила Вета, - одна женщина несколько дней cтoнала, все окружающие дома спать не могли. Страшно было от её cmoнов. Люди начали шептаться, что это не может уйти ведьма. А пастырь сказал, что это cmpaдает она за грехи свои и надо сжечь дом, в котором она лежит, чтобы очистить землю и не допустить распространения скверны. Жители пытались поджечь дом, но ничего не вышло. Не разгорались доски, а лишь дымили сильно. Тогда кто-то вспомнил, что такое уже было и пришлось разбирать крышу, и только после этого душа отлетела и человек ушёл. Мужики залезли наверх, прорубили окошко сверху. А пастырь им кричал, чтобы балку, что всю крышу держит, сдвинули. На ней всё колдовство держится, говорил он. И когда всё было закончено, раздался тяжёлый вздох и cmoны прекратились.
Девушка замолчала, погруженная в свои мысли. Перед глазами стояла её родная деревня и люди, собравшиеся вокруг неприметного домика на окраине. Они перешёптывались между собой о том, что было странного в поведении ведьмы, кто к ней обращался и кому она помогала. Те, о ком шла речь, быстро открещивались и переводили подозрения на других. Никто не хотел быть заподозренным в отношениях с нечистой силой, которая сейчас бесновалась внутри избы.
- Когда сmоны прекратились, вокруг тоже всё смолкло, - продолжала Вета, - даже птицы замолчали. Тогда пастор сказал, что надо вновь зажечь факелы, положить по бокам дома побольше соломы и всё же сжечь ведьмино гнездо. Так и сделали. В этот раз дом быстро вспыхнул и загорелся ярким пламенем. А когда огонь добрался до большой балки, что крышу держит, вновь послышались стоны. Дети кинулись врассыпную, взрослые перекрестились.
Священнослужитель начал читать молитву. Но закончилось всё только когда бревна окончательно прогорели. Все разошлись, но мимо этого места ещё долго было страшно ходить. Мне постоянно казалось, что посреди пепелища кто-то стоит и за всеми наблюдает.
Климена слушала свою ученицу, кивая.
- А ты знаешь, почему балку двигали, чтобы ведьма уйти могла? И почему она потом так необычно горела?
- Нет, - ответила Вета.
- Эта балка полдома держит, и с ней много колдовства связано. Ведь дом - это продолжение самого человека, особенно женщины. А для ведьмы дом это ещё больше - место силы, защиты, проведения обрядов. Каждая часть дома за что-то отвечает. И центральная балка своё значение имеет - печати хранит. И пока она недвижима лежит, печати все стоят. А как сдвинут или снимут балку, так и легче ведьме становится, уйти она может.
- Я этого не знала, - проговорила девушка, - думала крышу разбирают, чтобы уходящий небо видел.
- Это тоже, - улыбнулась Климена, - но не только. А теперь нам пора домой. Для первого раза хватит. Иди защиту снимай. Начинать надо с того камня, который последним ставила. Бери его в руки, благодари, и в сторону откладывай. И так до самого первого иди.
Вета так и сделала. И когда закончила, почувствовала, что вокруг будто просторней стало. Невидимая стена вокруг поляны пала.