В столице сейчас действуют 14 линий метро, на которых эксплуатируются составы разных типов, среди которых современная "Москва" с низким уровнем шума, ЖК-дисплеями, кондиционированием и сквозным проходом, ее предшественник "Ока", "Русичи" с полуторными вагонами-гармошками из 2000-х и "номерные" составы 81-714/717 в разных модификациях.
После списания "Ежей" на Таганско-Краснопресненской линии в 2020 году и проблемных "Яуз" в 2019 году на бывшей Каховской и Люблинско-Дмитровской линиях, наиболее старыми вагонами, которые возят пассажиров, стали "номерные" вагоны, которые разрабатывались еще в 70-х годах прошлого века и по сути не так далеко ушли от самых первых метровагонов серии "А" по комфорту поездки для пассажиров.
Ввиду естественной вентиляции и отсутствия шумоизоляции на перегонах из-за крайне высокого уровня шума в них невозможно разговаривать, да и двери хлопают при закрытии очень сильно.
Конечно, закупка новых вагонов для обновления парка ведется, но вот только их по традиции в первую очередь направляют для работы на новые линии - БКЛ и Некрасовскую. А сейчас еще строятся Троицкая, Бирюлевская и Рублево-Архангельская линии.
Для нашего сегодняшнего обзора мы проанализировали подвижной состав столичной подземки в разрезе линий метро по данным портала Transphoto, и составили для вас антирейтинг линий, где до сих пор эксплуатируются самые старые и некомфортные поезда из "номерных" вагонов.
Отдельно можно отметить Бутовскую линию, где средний возраст вагонов составляет 15 лет, но в эксплуатации находятся только "Русичи" следующего поколения, обеспечивающие больший комфорт, чем "номерные".
4. Сокольническая линия
Средний возраст вагонов: 9 лет
Доля "номерных": 25%
По самой первой линии сейчас ездит целый зоопарк вагонов из "номерных", "Русичей" и новых составов "Москва". 5-вагонные Русичи на линию передали совсем недавно, в 2020 году, поскольку одно из двух депо, самое старое в столице Северное, не рассчитано на работу 8-вагонных составов. Там работают "Русичи" с уменьшенным числом дверей с длинными лавками на 9 мест, а также модернизированные (.5М) "номерные" постройки 1997-2010 гг. в пропорции примерно 50/50. Второе депо Черкизово уже полностью укомплектовано современными 8-вагонными поездами Москва.
Вероятно, о полной модернизации подвижного состава можно будет говорить лишь после постройки нового депо Столбово в Новой Москве в 2023-2024 гг. и последующей модернизации депо Северное.
3. Калужско-Рижская линия
Средний возраст вагонов: 10 лет
Доля "номерных": 25%
Примерно четверть вагонного парка на линии до сих пор составляют древние "номерные" выпуска 1987-1992 годов в базовом варианте и модифицикации (.5). Не так давно передали 10 составов "Ока" 2012-2016 годов в обмен на "Москву" для эксплуатации на БКЛ.
Остальные 2/3 парка составляют современные вагоны "Москва" ранней и поздней модификаций (Москва-2020) поставки которых продолжаются, хотя и приостанавливались весной-летом 2022 г. из-за необходимости импортозамещения.
По заявлениям столичных властей, полностью подвижной состав на линии планируется обновить до конца 2023 года, заменив "номерные", которые по всей видимости пойдут на списание либо на Зеленую ветку. Несколько составов "Оки" возможно передадут под продление Солнцевской линии во Внуково.
2. Люблинско-Дмитровская линия
Средний возраст вагонов: 22 года
Доля "номерных": 100%
После запуска движения по линии в 1995 году по ней с 1998 года курсировали самые передовые на тот момент вагоны принципиально новой серии "Яуза", однако из-за их разработки в кризисное время они показали низкую надежность в эксплуатации и после инцидента в 2019 году были отстранены от работы.
Сейчас на Салатовой ветке можно встретить лишь "номерные" вагоны выпуска от 1992 до 2010 года, в т.ч. довольно редкой поздней модификации (.6) 2011 года с измененным дизайном кабины машиниста.
До истечения срока эксплуатации, который составляет 31 год, замена подвижного состава на современный тут не планируется.
1. Замоскворецкая линия
Средний возраст вагонов: 28 лет
Доля "номерных": 100%
На одной из самых загруженных линий работают только морально устаревшие "номерные" составы. Ввиду естественной вентиляции на перегонах из-за крайне высокого уровня шума невозможно разговаривать. Причем еще около 100 вагонов имеют базовую модификацию без вертикальных поручней у дверей и с неприятным гулом от блока питания собственных нужд.
Самые старые эксплуатируемые сейчас на линии вагоны были выпущены еще при Горбачеве в далеком 1987 году, а более 80% парка вагонов - производства 80-х и 90-х годов.
Говорят, что это связано с недостаточной мощностью тяговых подстанций, требующих реконструкции, а также с необходимостью модернизации электродепо Сокол и постройки нового депо Южное. Кроме того, на станциях Павелецкая и Маяковская с короткими платформами 8-вагонная Москва может не поместиться.
Так что в ближайшее 10-15 лет надеяться на современные вагоны на линии не приходится. Сюда будут поставлять "номерной" утиль с других линий, пока он не закончится.
👍 Подпишись, ставь лайк, комментируй