Трудно переоценить значение грамотного подхода к управлению ремонтами в сфере, где техническое состояние объектов эксплуатации напрямую связано с обеспечением безопасности человека. Одной из таких сфер является аэропортовая деятельность. Интерес к 1С:ТОИР для управления средствами производства аэровокзальных комплексов стремительно растет. Как второй по величине воздушный порт России обеспечивает бесперебойную работу своих значимых средств эксплуатации? В этой статье мы расскажем о практике применения 1С:ТОИР 2 КОРП на предприятиях группы компаний «Аэропорт «Домодедово».
Сфера деятельности
Функционал предприятий группы «Домодедово» не ограничивается деятельностью аэровокзальных комплексов. Многопрофильный бизнес включает различные задачи от заправки воздушных судов и обработки грузов до сбора урожая с земельных участков и обучения сотрудников в тракторной школе. Система технического обслуживания должна быть универсальна для всех средств производства, и при этом ее должно быть удобно кастомизировать.
Ситуация до внедрения 1С:ТОИР 2 КОРП
Автоматизация ТОиР в группе компаний «Аэропорт «Домодедово» — процесс не новый, ранее в качестве EAM-системы выступала платформа «IBM MAXIMO». Решение о переходе на отечественный софт было продиктовано не только программой импортозамещения, но и рядом существенных требований, речь о которых пойдет ниже.
В качестве мастер-системы в компании используется «1С:Управление производственным предприятием» (1С:УПП), интеграция с «IBM MAXIMO» была налажена, но корпорация постоянно растет и развивается, требуя адаптации программного обеспечения под бизнес-задачи. С прежней EAM-системой каждая дополнительная доработка требовала существенных вложений денег и времени. Более того, сам по себе процесс внесения изменений в программный продукт весьма трудоемкий в связи с тем, что на рынке труда не так много специалистов, которые работают с зарубежным ПО. И все это вкупе с непомерно высокой стоимостью лицензий и владения программным комплексом.
По совокупности фактов было принято логичное решение о переходе на новую систему на платформе «1С: Предприятие», чтобы управление техническим обслуживанием всегда было в согласовании с потребностями бизнеса, а не отставало от него.
Выбор программного продукта
Решение о внедрении EAM-системы (Enterprise Asset Management — управление основными фондами предприятия) на платформе 1С частично предопределило выбор программного продукта. Фирма «1С» позиционирует единственное специализированное отраслевое решение класса EAM, это 1С:ТОИР. С учетом уровня технического оснащения и критичности определенных групп объектов в «Домодедово» рассматривалось только профильное решение.
1С:ТОИР 2 КОРП имеет максимально полный функционал, позволяющий не только обеспечивать корректный учет материальных активов, но и всесторонне управлять процессами их обслуживания. Это учет простоев, наработки и показателей эксплуатации, планирование работ по техническому обслуживанию и ремонтам и их материальное обеспечение, а также управление ремонтным персоналом и работами, в том числе удаленно, посредством мобильных устройств. Вместе с тем, в программе реализованы удобные аналитические инструменты, с помощью которых руководство имеет возможность оценивать эффективность проделанной работы, прогнозировать будущие результаты и корректировать план действий по управлению объектами эксплуатации.
Масштаб внедрения
Проект внедрения 1С:ТОИР длился с 2018 по 2021 год, планомерно вовлекая в процессы технического обслуживания различные предприятия группы компаний аэропорта «Домодедово».
Сегодня разработанная система управления техническим обслуживанием находится в опытной эксплуатации. Ежедневно одновременно в ней работают более 300 пользователей, общее число автоматизированных рабочих мест — 1500. Массив данных включает порядка 123 тысяч средств производства, подлежащих обслуживанию, для проведения которого в системе создано более 12 тысяч технологических карт. В числе активов самые разнообразные объекты эксплуатации: от мест на парковках и спецтехники до котельных, электроподстанций и топливозаправочного комплекса.
За один месяц в системе 1С:ТОИР обрабатывается около 14 тысяч наряд-заказов, а за год число обработанных заявок приближается к 170 тысячам.
Создание общего информационного пространства
Место и роль 1С:ТОИР (АСУ ОСП) в IT-ландшафте аэропорта «Домодедово»
Автоматизированная система управления обслуживанием средств производства (АСУ ОСП) — именно так называется система управления ТОиР в «Домодедово» — предназначена для автоматизации деятельности предприятий московского аэропорта в части управления содержанием, техническим обслуживанием объектов ЗиС (зданий и сооружений), инженерных сетей, производственного оборудования и метрологического обеспечения средств измерений.
Объектами эксплуатации, подлежащими учету, пользуются как сотрудники и пассажиры, так и контрагенты, работающие на территории. Поэтому так важно было встроить систему 1С:ТОИР в ИТ-пространство «незаметно» для пользователей, то есть так, чтобы комфорт, скорость и качество исполнения заявок не пострадали ввиду проводимых технических работ. Обеспечить максимально плавный переход стало возможным за счет последовательных интеграций с действующими сервисами.
Интеграции. Единое окно приема обращений
Интеграция с многоканальным Service Desk позволяет принимать обращения по телефону, через почту, портал или мессенджер. Операторы классифицируют заявки на производственные и ИТ-инциденты, после чего те автоматически уходят на исполнение в рабочую группу.
В качестве интеграционной шины в компании используется продукт Tibco, поэтому налаженное взаимодействие 1С:ТОИР с этим продуктом существенно упростило последующие интеграции.
Благодаря интеграции с единой учетной системой 1С:УПП реализовано:
- автоматическое заведение и постановка на обслуживание объектов учета
- учет расхода запасных частей, материалов и инструментов под работы
- возможность в режиме онлайн из интерфейса 1С:ТОИР 2 КОРП (АСУ ОСП) отслеживать остатки материалов по складам 1С:УПП
- автоматическое формирование плана закупок запасных частей, материалов и инструментов под предстоящие работы
Интеграции. Согласование НСИ
Важным этапом в развитии системы управления активами аэропорта стала интеграция с информационными системами на платформеLotus Notes (LN). Они выступают как мастер-системы по таким справочникам, как «Сотрудники», «Договоры», «Структура предприятий», «Контрагенты», а также отвечают за наполненность и актуальность рабочих групп в 1С:ТОИР — при приеме, переводе или увольнении сотрудников состав рабочей группы актуализируется автоматически, так как завязан на не на имена, а на должности, которые сотрудники занимают.
Помимо этого, LN используется как единая корпоративная площадка для согласования НСИ и документов из 1С:ТОИР. Например, после того, как инженер создает или корректирует график обслуживания, он отправляет документ на согласование в LN лицам, участвующим в дальнейшем процессе, а те проверяют и подтверждают изменения. Для подтверждения более локальных изменений реализовано внутреннее согласование в 1С:ТОИР.
Интеграции. «Умный аэровокзал»
К системе «умного дома» BMS (Building Management System) подключены терминалы аэропорта, фанкойлы, вентиляции, задвижки, освещение. При возникновении неисправности инцидент проходит через систему гибких фильтров, позволяющих отделить реальную ошибку от сигналов, не требующих вмешательств, подвергается оценке уровня критичности и классифицируется по типам отказов. После такой предварительной обработки сигнал поступает в 1С:ТОИР, где автоматически создается заявка на устранение дефекта, поступающая на исполнение в ответственное подразделение.
Из системы мониторинга состояния топливозаправочного комплекса САУ ЦЗС в 1С:ТОИР передаются данные по наработке объектов эксплуатации, а при выходе показателей за пределы критических значений автоматически создается и передается на исполнение заявка на устранение сбоя.
Интеграции. Анализ коренных причин
Особого внимания заслуживает интеграция 1С:ТОИР 2 КОРП с ИС «Происшествия», которая отвечает за критические важные сервисы аэропорта. При возникновении сбоя в одном из таких сервисов формируется задача на проведение внутреннего расследования с целью выявления причины возникновения сбоя и последующего предупреждения подобных ситуаций. По результатам таких расследований вносятся корректировки в нормативные акты и настройки системы, если это необходимо.
Интеграции. Геопозиционирование
Интеграция с системой мониторинга позволяет передавать в 1С:ТОИР месторасположение транспортных средств, их пробег или наработку.
Кроме того, на карте у диспетчеров отображаются точки с ремонтами покрытий, что важно для внутрипортовых дорог и территорий. Интеграция с геоинформационной системой позволяет оперативно менять маршруты движения транспортных средств.
Для максимально эффективного использования человеческих и производственных ресурсов налажены интеграции 1С:ТОИР с TDMS (Technical Data Management System), RMS «Удаленный доступ» (Remote Manipulator System), системой учета рабочего времени сотрудников и др.
Интеграции. Планы
В дальнейшем специалисты «Домодедово» планируют включить в единый ИТ-ландшафт еще несколько систем — в основном для автоматического формирования заявок в случае отказа оборудования, среди них:
- диспетчеризация багажных тележек — предназначена для расчета потребности и доступности тележек в разных зонах
- автоматическое управление гейтами — отвечает за контроль автоматически открываемых дверей
- аренда электротранспорта — предполагает прокат самокатов и гироскутеров, которые блокируются для аренды при наступлении времени обслуживания в 1С:ТОИР, разблокировать устройство может только сервисный инженер
- мониторинг состояния взлетных полос — контролирует состояние взлетных полос, которые тоже являются объектами ремонта, а планирование работ по ним строится в 1С:ТОИР.
Специальные доработки, связанные со спецификой деятельности
1С:ТОИР 2 КОРП располагает многофункциональными инструментами для управления активами, однако, в зависимости от сферы деятельности, компании могут нуждаться в дополнительных функциях. В числе активов аэропорта «Домодедово» — огромное количество разноплановых объектов эксплуатации и целых систем, за исправность которых отвечают специалисты различных подразделений. Для более качественного контроля за их деятельностью, а иногда и ее оптимизации в ходе применения 1С:ТОИР были выполнены определенные доработки.
Доработки. Графики обслуживания
Автоформирование месячных и недельных графиков обслуживания для уменьшения нагрузки на инженеров по обслуживанию. В процессе анализа эффективности процессов ТОиР специалисты аэропорта пришли к выводу, что для оборудования, работающего 24/7 или по определенному графику, оптимально делать месячное планирование, в то время как для транспорта наиболее уместно недельное планирование, что позволяет учитывать внеплановые обслуживания и разные пробеги. Соответствующий подход был реализован в 1С:ТОИР, при этом для распределения нагрузки на исполнителей внутри периода планирования был настроен механизм равномерного ранжирования заявок по дням. Доработанный функционал компенсирует погрешность автоматического планирования, когда загрузка по дням может быть распределена неравномерно.
Доработки. Рандомайзер для выборочного контроля работ
В числе работ, которые выполняют ремонтные подразделения аэропорта, присутствует значительное количество скрытых или опасных операций, перед началом выполнения которых по регламенту требуется вызвать контролера для получения допуска и надзора за действиями специалиста в процессе. При закрытии заявок завершенные наряды проходят обязательную проверку: все ли было выполнено, актуализирована ли документация и соответствует ли результат регламентам.
Для уменьшения нагрузки на контролеров вместо тотальных проверок был разработан рандомайзер, который автоматически закрывает работы до проверки в случайном порядке. Таким образом, исполнители не знают, какая именно заявка будет проверяться, но должны быть «всегда готовы», если рандомайзер выберет именно их. Такой подход и благоприятно влияет на качество выполнения заявок, и уменьшает число «лишних» проверок по надежным исполнителям.
Доработки. Обслуживание транспортных средств
Отдельного внимания заслуживают доработки, связанные с системой обслуживания транспортных средств. Для этого вида сервиса реализована подсистема выдачи путевых листов и формирования карт выпуска по чек-листам, привязанным к каждому типу транспорта. Если при выпуске обнаруживается критический дефект, то транспортное средство сразу становится в ремонт, в то время как некритичные ремонты объединяются и вносятся в план работ для выполнения вместе с регулярным ТО.
Доработки. Мониторинг КТГ
Одна из недавних и важных для развития направления технического обслуживания доработок связана с мониторингом КТГ (коэффициент технической готовности) — это целая подсистема, которая позволяет отслеживать в реальном времени доступность оборудования, а именно, отношение числа оборудования, готового к работе, к количеству оборудования, которому необходимы ремонтные работы.
Получая информацию по разным срезам — предприятиям, направлениям и сервисам, — специалисты оперативного контура управления могут контролировать количество и качество доступного оборудования для обеспечения процессов обслуживания аэропорта и при необходимости перераспределять приоритеты по работам.
Мобильное приложение
Для более оперативного выполнения задач сотрудники аэропорта пользуются разработанным на платформе 1С мобильным приложением, оно позволяет быстро передавать информацию об обнаруженных дефектах и локации объекта в 1С:ТОИР, а исполнитель получает доступ к технологическим картам и истории обслуживания актива. Для контролера приложение предоставляет возможность оперативной проверки работ на качество и соответствие стандартам.
Экономический эффект применения 1С:ТОИР 2 КОРП
Основной эффект, которого удалось достичь группе компаний «Аэропорт «Домодедово» в результате перехода с IBM MAXIMO на 1С:ТОИР 2 КОРП, — это экономия.
- Экономия денег на лицензиях составила около 16 млн рублей, а стоимость владения системой за 5 лет, согласно расчетам специалистов, высвободит для компании почти 45 миллионов.
- Экономия времени: обработка наряд-заказов исполнителями стала в 2,5 раза быстрее (ориентировочное время обработки — 4 минуты против 10 минут прежде), а уровень нагрузки на сотрудников в процессе приемки работ снизился на 30%.
Процесс миграции с западного ПО, как правило, достаточно длительный и трудоемкий, и компании стараются отложить его на максимально возможное время. Однако опыт организаций показывает, что эффект от перехода стремителен и значителен, так есть ли смысл откладывать на завтра выгоду, которую можно получить сегодня?
Стоит ли говорить о том, что эффект от первичной автоматизации процессов ТОиР еще более внушителен? Таким опытом в своем докладе в рамках выступления на «Бизнес-форуме 1С:ERP» поделился специалист компании «Аэродинамика», подробнее о практике использования системы 1С:ТОИР 2 КОРП в аэропортах читайте в статье.