Здравствуйте, друзья.
Позвольте поделиться с вами восторгом, который вызывает во мне гениальный фильм о писателях с символичным названием «Слова». Я смотрела его несколько раз, и каждый раз – с колоссальным наслаждением. Для меня «Слова» - не просто очередной фильм, не просто история, не просто способ скоротать время за просмотром кино. Для меня «Слова» - тот удивительно редкий, а оттого столь бесценный случай, когда ты смотришь историю, а она потрясает всю твою душу и оставляет в ней глубокий след навсегда.
Прежде чем приступить к рассуждениям непосредственно о фильме, хочу отметить, что актерская игра в нем просто на высочайшем уровне. Все актеры вжились в свои роли великолепно. Персонаж Брэдли Купера очень противоречивый, глубокий и драматический, и, на мой взгляд, воплотил он этот образ потрясающе. Но более всего меня, конечно, восхищает игра невероятного Бена Барнса: верю каждому движению его мышц на лице, каждой эмоции, которая воплощалась в его жестах, каждому чувству, которое он отражал в своем взгляде.
Предупреждение: спойлеры!!!
Какое же слова - простое и одновременно сложное явление. Они созидают и разрушают, возвышают до небес и низвергают в пучины ада. Могут ли слова сломать жизнь человека? Герои фильма скажут, что именно это с ними и случилось.
«Слова» - это о творческих муках и жажде признания; о судорожных попытках найти свое место в мире и делать то, что видишь своим призванием; о глубине отчаяния, которое порождает поражение и о чужом успехе, который помогает взлететь вверх; о лжи, ломающей жизни, подрывающей доверие и о раскаянии, которое жжет сердце огнем очищения.
«Слова» - это история о том, что один поступок может перечеркнуть всю жизнь человека. Это история, ставящая перед человеком очень сложные и важные вопросы. Как различать грань между посредственностью и талантом? Так ли нужна гениальность, если она не может дать подлинного счастья?
Все главные герои фильма глубоко несчастны. Один имел гениальность – и пострадал оттого, что она в какой-то момент жизни оказалась для него ценнее любимой женщины. Второй жаждал этой гениальности, но не имел ее – и пошел на подлость, пытаясь ухватиться за чужую славу, но осознал, что она ничего не стоит, если заставляет потерять чувство собственного достоинства и разъедает душу, ломает личность, разрушая ее изнутри.
«Я не тот, кем себя считал, и я в ужасе от того, что никогда им не стану», - говорит один из главных героев фильма. Эти его слова тоскливым эхом отзываются в моем сердце, ибо я тоже жажду творить подлинное искусство, жажду стать настоящим писателем, но сознаю, что мой дар довольно посредственен. Однако в том, чтобы принять это и стараться творить что-то прекрасное в меру своего таланта – тоже есть сила. И последняя мысль очень важна! Если бы творили только гении – сколь многого был бы лишен наш мир в области искусства! Пусть гениями рождаются единицы – гораздо важнее творить и создавать произведения искусства с любовью. И если ты любишь то, что делаешь, ты можешь делать это без оглядки на чужие оценки, без притязаний на славу и признание. Для истинного творца важнее всего должно быть нахождение внутри себя, в своем сердце и уме ответа на вопрос «А правду ли я говорю в своем творении? А хорошо ли я делаю свою работу? Несет ли оно добро или это лишь очередная пустышка, которую не заслуживает этот мир?» И если творец осознает, что он, создавая что-то в меру своих сил и способностей, привносит в этот мир нечто хорошее, полезное или просто радостное – оно того стоит. И никакое признание со стороны или его отсутствие не должны становиться влияющим на творческий процесс фактором, либо же преградой к нему.
Рори, герой фильма, случайно обнаруживает чужую неподписанную рукопись и издает ее под своим именем. Ослепительная слава обрушивается на него – он потрясен, раздавлен этим новым ощущением – это счастье для него, но счастье болезненное, отравленное, украденное. И когда Рори встречает старика – подлинного автора рукописи – ужас сбивает его с ног. Он – лжец и вор! Как дальше жить с осознанием этой чудовищной правды о себе? Рори пытается все исправить – сообщить миру, что он сделал, назвать настоящего автора прославленной книги. Он готов пойти на страшное для себя унижение, но издатель не позволяет ему это сделать. Впрочем, при большом желании Рори все равно мог бы осуществить свою идею, но он не делает этого. Да и старик говорит ему, что это бессмысленная затея.
А старик – осуждает ли он Рори? Затаил он обиду на того, кто украл его славу? Зол он на него? Да, старик испытывает к Рори чувства, которые сложно назвать положительными. Но совершенно в ином смысле. Рори украл не просто славу этого талантливого человека – на славу ему уже совершенно наплевать – Рори словно бы украл саму жизнь старика, более того – он заработал себе имя и состояние на боли, которой пропитана книга, которую этот старик написал, будучи молодым человеком. Да, и он был молодым и полным надежд, сил и амбиций. У него была прекрасная жена, и они любили друг друга. У них была дочь. Она страшно заболела и умерла. Молодые родители, преисполненные недавно надежды на счастливое будущее, предвкушавшие бесчисленные радости семейной жизни, внезапно оказались лицом к лицу с чудовищным, черным горем – самым страшным горем, которое может настичь отца и мать в земной жизни – смерть их ребенка. Мужчина отошел от горя быстрее. Женщина была раздавлена им, она временно ушла от мужа. Ей потребовалось время, чтобы прийти в себя, заново научиться жить и дышать сквозь боль. Когда у нее начало получаться, она вернулась к мужу, казалось, они еще смогут когда-нибудь обрести покой и счастье, ведь они все-таки так любили друг друга. Но все надежды вновь обратились в прах.
Жена по забывчивости потеряла первую и, как в итоге окажется, последнюю рукопись, вышедшую из под пера ее талантливого мужа. Он не сумел спокойно пережить этого. Писатель справился с болью от потери родного ребенка (!), а вот потеря рукописи сломала его изнутри и превратила в прах и пепел его отношения с любимой женщиной! Стоят ли гениальность, талант и восторги творчества того, чтобы вот так из-за них ломать себе жизнь, терять близких людей, терять любовь, остаться в сплошном пепелище сожалений, растоптанных мечтаний и навсегда угасших надежд? Может ли творение рук и ума человека быть важнее любви, семьи и простого человеческого счастья? Важнее ли быть гениальным творцом или просто человеком, чья жизнь проста, но пронизана светом и теплом? Страшнее ли осознать, что ты потерпел поражение на поле битвы творческих амбиций и таланта с унылой посредственностью? Или же страшнее поражение на поле битвы с самой жизнью, когда она придавила тебя к земле неподьемным грузом бесконечных бед, горестей и неоправданных надежд? Стоит ли одна ошибка в жизни тотального одиночества, которое всю оставшуюся жизнь будет вгрызаться тебе в душу?
Вот что такое слова для одного из героев фильма. Но не слова виновны в его трагедии, а то, что он не сумел вовремя осознать для себя их истинную ценность, правильно расставить приоритеты и позволить себе, не доламывая то, что еще можно сохранить и спасти, жить дальше.
Другой герой истории, который и нашел эту рукопись, Рори, тоже не сумел вовремя расставить собственные приоритеты. Он украл чужую славу и попытался примерить на себе образ гения, замарав при этом совесть и честь. Он тоже потерял, судя по намёкам в финальных сценах фильма, свою жену. И снова - слова! Рори украл чужие слова, вознёсся на вершины славы благодаря им, но осознал, что все это фальшивка - невозможно быть истинным писателем, если ты не нашел своих собственных слов. Судя по тем же намёкам в финале истории, Рори раскрыл свой талант в полной мере, он сумел найти СВОИ слова, он сумел подняться на вершины славы благодаря собственному таланту, пройдя собственный путь. Но в какую бездну он рухнул, прежде чем оказаться на этой вершине!
Я вот тоже бессовестно эксплуатирую слова, а пора бы уже, пожалуй, закругляться, друзья. Я желаю вам идти своим путем - будут на нем камни, ямы, стекла, об которые вы будете спотыкаться и царапаться. Но это будет ваш путь, а не проторенные чужими ногами тропинки, которые приведут вас к ложной - чужой - цели, либо же к тому, что все равно в конце концов вы набредете на свою собственную тропу, но, возможно, с бОльшим количеством синяков и царапин от бесконечных падений и спустя бОльший отрезок времени. Ищите свой талант, свой дар, свой голос, свои слова в этом мире.
Пусть не будет в них гениальности, пусть не будет в них новизны, но это будет то, что родилось и произросло в вашем сердце, а это самое ценное в человеческих творениях - то, что они отражают ваш личный, уникальный взгляд на вещи, и нет другого точно такого же взгляда во всем мире.
Один очень мудрый человек, которого я бесконечно уважаю за его доброту, благородство, ум и чуткое понимание человеческой души, однажды сказал мне эту простую, но важную истину: ищите свои слова. Я тогда была наивной и глупой девочкой, которая только начинала творческий путь, пыталась косить то под одного писателя, то под другого, писала жутко позорно и НЕлитературно. Но шли годы. Я не стала в течение этих лет гением и даже просто большим талантом, но я научилась более менее сносно обращаться со словами, владеть ими, я встала на путь поиска своих собственных слов и до сих пор ищу их - и буду искать всегда, пока не обрету по-настоящему свой голос.