Часть I Культура
Образование
«В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование». (Конституция РСФСР от 10 июля 1918 года.)
Выступая на съезде работников просвещения В. И. Ленин сказал:
«Победу революции может закрепить только школа. Воспитанием будущих поколений закрепляется всё, что завоевано революцией». «Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советской власти"
Согласно переписи населения, проведённой в царской России в 1897 году, процент обученных грамоте людей составлял 28,4%. У женщин он находился на уровне 13%. Советская власть остро нуждалась в грамотных, высокообразованных специалистах. Только они могли вывести страну на новый качественный уровень развития.
В речи на 3-м съезде РКСМ (октябрь 1920г) Призывая молодёжь учиться, Ленин подчёркивал, что «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».!
Первоочередной задачей стала ликвидация массовой неграмотности населения. В соответствии с декретом «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (26 декабря 1919г) все дети страны были охвачены созданной в ней системой образования. Наркомат просвещения взял все школы в стране в своё ведение. Было введено понятие «единая трудовая школа». Её разделили на два стандарта:
- для детей от 8 до 13 лет;
- для детей от 14 до 17 лет.
с бесплатным и совместным обучением детей обоего пола на родном языке. Огромное значение для развития школы на родных языках имело создание в 20—30-х гг. письменности для десятков народов и народностей (киргизы, башкиры, буряты, народы Дагестана, Крайнего Севера и др.), перевод старой письменности отдельных народов Средней Азии и Кавказа с арабской на латинскую, а затем на русскую графическую основу (узбеки, таджики, туркмены, казахи, азербайджанцы и др.)
Повсеместно открывались школы для взрослых и пункты ликвидации неграмотности (ликпункты); массовыми тиражами издавались на родных языках буквари и учебно-методическая литература. К этой работе привлекались учителя, работники культурно-просветительских учреждений и общественных организаций, командиры и политработники Красной Армии, коммунисты и комсомольцы.
Президиум ВЦИК на заседании от 27 января 1921 года постановил организовать при ВЦИК ВЧК комиссию под руководством Ф. Э. Дзержинского по улучшению жизни детей. направленную на ликвидацию детской беспризорности и безграмотности. После Гражданской войны в стране насчитывалось около 7 миллионов беспризорников. К 1935 году беспризорность в СССР была полностью побеждена.
Активно работал руководимый Н. К. Крупской Главполитпросвет, основанный в 1920г при Наркомпросе. Декретом СНК в 1923г было создано общество «Долой неграмотность». Для обучения людей в возрасте от 18 до 30 лет была разработана специальная семимесячная программа обучения. Занятия проходили в ликпунктах по 6-8 часов каждый день. Было издано большое количество букварей для взрослых на 40 языках народов СССР.! В ликвидации безграмотности в стране активное участие принимали комсомольцы и даже пионеры. Ликбезы просуществовали вплоть до начала войны. К 1926 году процент грамотного населения в СССР составлял 56,6, а уже к 1937 году он достиг 86%.!
На основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918—19г, организация дела народного образования была перестроена на новых, социалистических началах: все общеобразовательные школы стали общенародными; существование частных школ запрещено; введены Бесплатное обучение,! совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь — от государства; запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа; отменялись физические наказания детей; все национальности получили право обучения на родном языке; положено начало созданию советской системы общественного дошкольного воспитания; выработаны и введены в действие новые правила приёма в вузы, открывшие двери для рабочих и трудящихся крестьян.
В 1934 году в школьную программу вернулся предмет «История». Достигнутый до 1941 года уровень школьного образования в стране резко упал в годы ВОВ. В послевоенные годы систему образования в стране пришлось выстраивать заново. В школах были введены льготы для учителей, ведущих предметы на русском языке.
Право граждан Советского Союза на образование закреплено Конституцией СССР. Впервые в истории человечества в СССР осуществлена истинно демократическая система воспитания и образования, результаты которой во многом способствовали победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945г против немецко-фашистских захватчиков.!
В послевоенный период советская система народного образования получила дальнейшее развитие. В кратчайший срок страна справилась с трудностями, оставленными войной. Уже в 1950г работало свыше 220 тыс. школ. Усиленно велось школьное строительство. С 1950 по 1965г построено 30 тыс. школ, кроме того, введено в действие 36 тыс. школ по инициативе и на средства колхозов.
В 1973г Верховным Советом СССР утверждены «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании».
Целью народного образования в СССР, — указывается в «Основах законодательства», — является подготовка высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей коммунистического общества, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе уважения к советским законам и социалистическому правопорядку, коммунистического отношения к труду, физически здоровых, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать Социалистическую Родину, хранить и умножать ее материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу. Народное образование в СССР призвано обеспечивать развитие и удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей советского человека» «Народное образование в СССР. Сб. документов 1917—1973 гг.», 1974, с. 93)
«Основы законодательства» направлены на дальнейшее совершенствование дела народного образования в развитом социалистическом обществе. В них записаны руководящие принципы народного образования в СССР: равенство всех граждан в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имуществ. и социального положения; обязательность образования для всех детей и подростков; государственный и общественный характер всех учебно-воспитательных учреждений; свобода выбора языка обучения (на родном языке или на языке другого народа СССР); бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном государственном обеспечении, выплата стипендий учащимся и студентам; единство системы народного образования и преемственность всех типов учебных заведений, обеспечивающие возможность перехода от низших ступеней обучения к высшим; единство обучения и коммунистического воспитания; сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодёжи; связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой коммунистического строительства; научный характер образования, его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники и культуры; гуманистический и высоконравственный характер образования и воспитания.
Система народного образования в СССР включает:
дошкольное воспитание; общее среднее образование; внешкольное воспитание; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование.
Дошкольное воспитание. Первое звено системы народного образования — дошкольные учреждения (ясли, детские сады, ясли-сады), предназначенные для детей в возрасте до 7 лет. В. И. Ленин назвал организацию советских детских садов «ростками коммунизма»
В середине 20-х годов в стране стали повсеместно появляться детские сады. Они открывались не только в городах, но и в деревнях. Детские сады стали первичным звеном советской системы образования. К 1941 году число ходящих в детские садики и ясли детей превысило 2 миллиона человек.! К 70-м годам их количество выросло до 12 миллионов. Объединяющая детские сады и ясли система была окончательно сформирована к 1959 году. Она охватывала детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.
В целях создания наиболее благоприятных условий для воспитания детей этого возраста начиная с 60-х гг. обеспечивается преимущественное развитие единых дошкольных учреждений — детских яслей-садов. В тесном сотрудничестве с семьёй они осуществляют всестороннее гармоничное развитие и воспитание детей, охраняют и укрепляют их здоровье, прививают им элементарные практические навыки, любовь к труду, заботятся об их эстетическом воспитании, подготавливают к обучению в школе, воспитывают в духе уважения к старшим, любви к Социалистической Родине и родному краю. Дошкольные учреждения организуются исполкомами районных, городских, сельских и поселковых Советов, а также (с их разрешения) государственными предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, кооперативными и другими общественными организациями.
Работа в дошкольных учреждениях строится на научной основе. Для подготовки воспитателей и руководителей созданы педагогические учебные заведения. Педагогическое руководство и обеспечение кадрами (независимо от их ведомств, подчинённости) осуществляют министерства просвещения (народного образования) СССР и союзных республик и их местные органы. Лечебно-профилактическую работу с детьми ведут учреждения здравоохранения. Издаются журнал «Дошкольное воспитание» .
Общеобразовательная школа — основная форма получения общего среднего образования.
С 1921г наряду со средней школой (9-летней, позже 10-летней) существовала 7-летняя школа. С 1923г в деревне получили распространение школы крестьянской молодёжи (с 1930г — школы колхозной молодёжи и с 1926 в городе — фабрично-заводские семилетки. К 1930г во всех союзных республиках были созданы необходимые условия для введения всеобуча. ЦК ВКП(б) 25 июля и ЦИК и СНК СССР 14 августа 1930г приняли постановления о введении с 1930/31 уч. г. повсеместного всеобщего обязательного начального обучения детей в возрасте 8—10 лет, а в городах и рабочих посёлках — всеобщего обязательного 7-летнего обучения. С 1930 по 1940 число учащихся 1—4-х классов дневных школ возросло на 6 млн., 5—7-х классов — на 8,8 млн. чел. В 1940/41 уч. г. общее число учащихся общеобразовательных школ всех видов достигло 35,6 млн. Особенно разительны были достижения школьного образования в среднеазиатских республиках. Так, в 1940/41 уч. г. по сравнению с 1914/15 уч. г. число учащихся общеобразовательных школ в Туркменской ССР увеличилось в 37 раз, в Киргизской ССР — в 47 раз, в Узбекской ССР — в 75 раз, в Таджикской ССР — в 854 раза. В период Великой Отечественной войны 1941—45 немецко-фашистские захватчики уничтожили и разрушили на территории, подвергшейся немецкой оккупации, 82 тыс. школ, в которых до войны обучалось 15 млн. учащихся.
Но и в эти годы Коммунистическая партия и Советское правительство делали всё возможное для развития и совершенствования общеобразовательные школы. Были созданы школы для рабочей и сельской молодёжи, снижен возраст приёма в общеобразовательную школу с 8 до 7 лет, организована сеть пришкольных интернатов, введены экзамены на аттестат зрелости, усилено военно-патриотическое воспитание школьников . По окончании войны основными задачами в области просвещения были восстановление и укрепление общеобразовательные школы в городах и районах, освобожденных от оккупации, введение всеобщего обучения детей во всей стране.
В соответствии с Уставом средней общеобразовательной школы (1970г) в зависимости от местных условий создаются отдельно начальные школы в составе 1—3-х классов, 8-летние школы в составе 1—8-х классов и средней школы в составе 1—10(11)-х классов, при сохранении единства и преемственности всех ступеней общего среднего образования. Срок обучения в средних школах 10 лет; в школах Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР продолжительность обучения составляет 11 лет. Сеть общеобразовательных школ включает также средней школы с производственным обучением, В конце 50-х годов начались создаваться специальные школы с углублённым изучением предметов.
Получать дополнительные знания можно было на факультативных занятиях и в многочисленных специальных клубах.
Большое внимание при разработке школьных программ уделялось точным наукам. Сотни тысяч советских школьников хотели учиться в математических школах. Ежегодно в ВУЗы страны с 1936 по 1986 год в СССР ежегодно в ВУЗы принималось до 5 миллионов человек.!
В 1975/76 уч. г. в школах создаются группы с продлённым днём в них обучалось 7,3 млн. учащихся. Школы-интернаты обеспечивают благоприятные условия для всестороннего развития учащихся из семей, не имеющих необходимых условий для воспитания детей. В 1975/76 уч. г. в 2,2 тыс. школ-интернатов обучалось и воспитывалось 777,6 тыс. чел. Для детей, лишившихся родителей и попечения, создана сеть детских домов.
При дневных общеобразовательных школах, организовываются классы для обучения работающей молодежи, самостоятельные заочные школы и средние профтехучилища; Средние общеобразовательные школы работающей молодёжи, как правило, в составе 8—11-х классов создаются для рабочих, колхозников и служащих, которые по тем или иным причинам не смогли получить среднее (а в отдельных случаях 8-летнее) образование. Эти школы имеют 2 формы обучения — вечернюю (сменную) и заочную. За годы 9-й пятилетки (1971—75г) в них получило среднее образование 3,4 млн. чел., что составляет немногим более 1/4 окончивших общеобразовательные школы всех видов.
Учебный год во всех общеобразовательных школах страны начинается 1 сентября и заканчивается в 1—7-х классах 30 мая, в 8-х классах 10 июня, в 9—10(11)-х классах 25 июня. Учебный год делится на учебные четверти: 1-я — с 1 сентября по 4 ноября, 2-я — с 10 ноября по 29 декабря, 3-я — с 11 января по 23 марта, 4-я — с 1 апреля до конца учебного года. Соответственно устанавливаются и каникулы (осенние, зимние, весенние и летние). В типовом учебном плане школы допускается следующее максимальное количество обязательных учебных часов в неделю: в 1—4-х классах— 24 ч, в 5—8-х классах —30 ч и для 9—10 (11)-х классов —32 ч. В 10-летних школах с нерусским языком обучения допускается увеличение недельной учебной нагрузки на 2—3 ч. Основная форма организации учебно-воспитательной работы в школе — урок продолжительностью в 45 мин. В процессе обучения и воспитания применяются разнообразные виды самостоятельной работы школьников, лабораторно-практические занятия, экскурсии, труд в мастерских, на учебно-опытном участке, в ученической производственной бригаде, а также производственная практика на предприятиях, в колхозах и т. д.
Знания учащихся по большинству учебных предметов определяются по 5-балльной системе, а поведение оценивается как «примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». В 8-х и 10(11)-х классах устанавливаются обязательные выпускные экзамены. В отдельных союзных республиках в среднем и старшем концентрах школы введены переводные экзамены из класса в класс. Лица, окончившие 8 классов, получают свидетельство о 8-летнем образовании, дающее право на поступление в 9-й класс общеобразовательных школ, в средние специальные и профессионально-технические учебные заведения; окончившим среднюю школу выдаётся аттестат о среднем образовании.
Учащиеся школ, достигшие значительных успехов по всем учебным предметам и активно участвующие в общественной жизни школы, награждаются похвальными листами; учащиеся, достигшие особых успехов по отдельным предметам — похвальной грамотой «3а особые успехи в изучении отдельных предметов»; особо отличившиеся выпускники средней школы — золотой медалью «За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение».
Учитывая важность овладения современной техникой, во многих школах введено изучение автодела, сельскохозяйственных машин. Школы оснащаются современным оборудованием, приборами, техническими средствами обучения, учебно-наглядными пособиями. В учебном процессе больше внимания стало уделяться использованию лабораторно-практических занятий, политехнических практикумов, опытничества, летним практическим работам. Создаются межшкольные многопрофильные учебно-производственные комбинаты.
В 1975 году 97% выпускников 8-х классов поступили в учебные заведения, дающие среднее образование. За годы Советской власти создана система подготовки и повышения квалификации учительских кадров. В 1975г подготовка учителей и воспитателей велась в 200 педагогических институтах и 404 педагогических училищах, а также в 65 университетах.
В 1975 в общеобразовательных школах работало 2,7 млн. учителей и воспитателей. Учителя 4—10(11)-х классов в абсолютном большинстве имеют высшее педагогическое или университетское образование; из учителей начальных классов каждый 5-й окончил педагогический институт. Для повышения квалификации педагогических кадров создана сеть методических учреждений, в том числе 186 институтов усовершенствования учителей и свыше 4,5 тыс. методических кабинетов. За выдающиеся успехи в области коммунистического воспитания учителям присваивается почётное звание заслуженного учителя школы республики. Работники органов народного образования, учителя, особо отличившиеся в обучении и воспитании подрастающего поколения, награждаются медалью Н. К. Крупской. Нагрудным значком «Отличник просвещения СССР» награждаются лучшие учителя, воспитатели и другие работники учреждений министерства просвещения СССР за большие успехи в области народного образования и активное участие в общественно-политической жизни. С 1975 введены профессионального звания старшего учителя и учителя-методиста, присваиваемые лучшим учителям. «Народный учитель — гордость советского общества.
Забота об улучшении материального положения учителей отражена в многочисленных постановлениях партии и правительства. К началу 1977г среди учителей имеется 83 Героя Социалистического Труда, свыше 280 тыс. награждены орденами и медалями СССР, 35 тыс. носят звание заслуженного учителя школы. Постоянно укрепляется учебно-материальная база школ. За 1918—70г за счёт государственных и кооперативных предприятий и организаций (без колхозов) введены в действие почти 98 тыс. школ на 31,7 млн. ученических мест. Колхозы страны только за 1946—70г построили 59 тыс. общеобразовательных школ на 8 млн. ученических мест.!
За годы 9-й пятилетки вошло в строй ещё более 16 тыс. новых школ, в том числе около 13 тыс. в сельской местности. В каждой союзной и автономной республике издаётся необходимое количество учебников и учебных пособий. Ежегодно издаётся на языках народов СССР свыше 2 тыс. наименований школьных учебников тиражом свыше 300 млн. экз. В библиотеках средней школ созданы фонды учебной и методической литературы, достигшие почти 100 млн. экз. В 1966г образовано союзно-республиканское Министерство просвещения СССР. При Министерстве просвещения СССР создана Академия педагогических наук СССР. Издаются журнал «Народное образование», научно-методические журналы, "Учительская газета".
Внешкольные детские учреждения деятельно участвуют во всестороннем развитии способностей детей и подростков — воспитывают общественную активность, укрепляют интерес к труду, науке, искусству, спорту, организуют досуг и способствуют укреплению здоровья. На начало 1976г действовали 4403 дворца и дома пионеров и школьников, свыше 7 тыс. детских секторов при дворцах и домах культуры, 1008 станций юных техников, 587 станций юных натуралистов, 202 экскурсионно-туристические станции, 155 детских парков, 38 детских железных дорог, 6 тыс. детских музыкальных, хореографических и художественных школ, 5 тыс. детско-юношеских спортивных школ, 7,6 тыс. детских библиотек .
Миллионы детей и подростков ежегодно отдыхают в пионерских лагерях, в лагерях труда и отдыха, на городских и загородных детских площадках, в домах санаторного типа. Внешкольные учреждения находятся в ведении министерств просвещения, культуры и др. и работают в тесном контакте со школой, пионерской и комсомольской организациями, решая вместе с ними задачи коммунистического воспитания детей и подростков.
Профессионально-техническое образование. Начало развитию советского профессионально-технического образования было положено в 1919г декретом СНК РСФСР «О мерах к распространению профессионально-технических знаний». В 1921г утверждено положение о школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). ФЗУ за 1929—40г подготовлено свыше 2,3 млн. квалифицированных рабочих. В 1940г создана система Государственных трудовых резервов СССР, которой переданы школы ФЗУ, реорганизованные в ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). В 1959 Главное управление трудовых резервов преобразовано в Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, в систему которого входят следующие основные типы профессионально-технических учебных заведений: 1—2-годичные городские и сельские профтехучилища (ПТУ), средние профтехучилища (3—4 г. обучения), работающие на базе 8-летней общеобразовательной школы, технические училища (1—1,5 г.) для молодёжи, окончившей полную среднюю школу. Профессионально-технические учебные заведения готовят для народного хозяйства культурных, технически образованных, квалифицированных рабочих, владеющих профессиональным мастерством, отвечающим требованиям современного производства и научно-технического прогресса. Учебные заведения специализированы по группам родственных профессий (всего около 1100 профессий) и тесно связаны с базовыми предприятиями. Окончившим профессионально-технические учебные заведения присваивается соответствующая квалификация и выдаётся аттестат. Учебные заведения профессионально-технического образования за 1941—75г подготовили 33 млн. квалифицированных рабочих!; в 1975г — 2 млн.
Особое внимание уделяется подготовке молодых квалифицированных технических кадров в сельском хозяйстве, что отражено в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических училищ и по улучшению их работы» (1975г). В профессионально-технических учебных заведениях широко развито техническое и художественное творчество учащихся. Физкультурно-спортивную работу с учащимися организует Всесоюзное добровольное спортивное общество «Трудовые резервы». Издаётся ежемесячный журнал «Профессионально-техническое образование». Преподавателей и мастеров производственного обучения готовят (1975) 13 инженерно-педагогических факультетов политехнических институтов, 69 индустриально-педагогических техникумов. В 1966 создан Всесоюзный институт повышения квалификации инженерно-педагогических работников профтехобразования (Ленинград).
Среднее специальное образование — один из основных путей осуществления всеобщего среднего образования и подготовки квалифицированных кадров в различных областях народного хозяйства и культуры. Их готовят средние специальные учебные заведения промышленности, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, здравоохранения и физической культуры, просвещения, культуры, искусства и др. В 1914г в России насчитывалось 450 средних специальных учебных заведений с 54 тыс. учащихся. За годы Советской власти подготовлено свыше 20 млн. специалистов со средним специальным образованием.. Средние специальные учебные заведения строятся на базе 8-летнего образования (3—4 г. обучения) и на базе 10-летней школы (2—3 г. обучения). Среднее специальное образование складывается из общего среднего образования и комплекса теоретических и практических знаний, профессиональных умений и навыков по специальности. Оно ведётся более чем по 450 специальностям, объединённым в отраслевые группы (горные, энергетические, металлургические, машиностроительные, электротехнические, транспортные, сельскохозяйственные, торговые, медицинские, педагогические, музыкальные, художественные и т. д.). Для каждой специальности установлены определенный комплекс и объём учебных дисциплин, разделённых на 3 цикла — общеобразовательный, общетехнический (общемедицинский, общепедагогический и т. д.) и специальный в соответствии с учебными планами и учебными программами, утверждаемыми Министерством высшего и среднего специального образования СССР.
Основные типы учебных заведений в системе среднего специального образования — техникумы и училища, обучение в которых имеет 3 формы: дневную, вечернюю и заочную (длительность обучения на вечерних и заочных отделениях обычно на 1 год больше, чем на дневном) и ведётся с отрывом и без отрыва от работы на производстве (по ряду специальностей). Окончившим техникумы и училища присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью, выдаётся диплом и нагрудный знак. ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1974г приняли постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов со средним специальным образованием», на основании которого руководство техникумами и училищами сосредоточивается в меньшем числе министерств и ведомств, средние специальные учебные заведения специализируются по отраслевому принципу с учётом необходимой кооперации в подготовке специалистов; при министерстве высшего и среднего специального образования СССР созданы Совет по среднему специальному образованию и Государственная инспекция; расширена подготовка в вузах инженеров-педагогов для техникумов . Издаётся журнал «Среднее специальное образование».
Высшее образование. Создание советской системы высшего образования и подготовка кадров народной интеллигенции — одно из крупнейших завоеваний Октябрьской революции 1917 года.! В 1914/15г насчитывалось 105 высших учебных заведений, в которых обучалось 127 тыс. студентов, главным образом из имущих слоев населения.! Большинство этих учебных заведений находилось в Петрограде, Москве, Киеве и некоторых других городах Европейской части страны; в Средней Азии, Белоруссии, на Кавказе и в ряде других районов страны высших учебных заведений не было.!
В первые годы Советской власти система высшего образования была перестроена в соответствии с подписанным В. И. Лениным и утвержденным СНК РСФСР «Положением о высших учебных заведениях РСФСР» (1922). В основу организации учебного процесса в вузах была положена ленинская идея об органической связи теории и практики [пост. ЦК РКП(б) «О ближайших задачах в деле установления связи вузов с производством», 1925г]. Коммунистическая партия и Советское правительство уделили много внимания демократизации высшей школы, привлечению к высшему образованию представителей пролетариата и беднейшего крестьянства.! Большую роль в формировании народной интеллигенции сыграли правила приёма в вузы (1918), создание в 1919г рабочих факультетов (рабфаков); которые позволяли молодёжи из рабочих и крестьян завершить общее среднее образование и готовили к обучению в вузах. Учитывая возрастающее стремление взрослого населения к получению образования и квалификации без отрыва от работы на производстве, была создана система вечернего и заочного высшего образования. К высшим учебным заведениям в СССР относятся университеты, политехнические, индустриальные и другие отраслевые институты, академии, консерватории, высшие училища и школы со сроками обучения 4—6 лет (вечерняя и заочная формы обучения предусматривают соответственно срок на 6—12 мес больше). Вузы организуются государством и общественными организациями. Обучение в вузах бесплатное.! Преподавание ведётся на родном языке студентов. Студентам выплачивается в зависимости от успеваемости государственная стипендия, иногородним предоставляется общежитие. Для обучающихся без отрыва от работы на производстве установлены дополнительные оплачиваемые отпуска и сокращённый рабочий день. При вузах организованы курсы по подготовке в вузы, а для передовых рабочих и колхозников и для демобилизованных из Вооруженных Сил СССР созданы подготовительные отделения. Таким образом, в СССР высшее образование стало реально доступным всем гражданам, имеющим законченное среднее образование.
Распределение числа вузов и количества студентов по союзным республикам (на начало 1975/76г учебного года) Число учебных заведений Количество студентов, тыс. чел. РСФСР 483 2856,9 Украинская ССР 142 831,3 Белорусская ССР 31 159,9 Узбекская ССР 42 246,6 Казахская ССР 49 216,1 Грузинская ССР 19 82,8 Азербайджанская ССР 17 . 99,0 Литовская ССР 12 62,6 Молдавская ССР 8 44,4 Латвийская ССР 10 45,3 Киргизская ССР 9 50,1 Таджикская ССР 9 50,4 Армянская ССР 13 54,1 Туркменская ССР 6 31,1 Эстонская ССР 6 23,4 В результате проведения ленинской национальной политики за годы Советской власти во всех союзных республиках созданы высшие учебные заведения В 1975г имелось 856 вузов (в т. ч. 65 университетов), в которых обучалось свыше 4,9 млн. студентов.!
Советский Союз по численности студентов на 10 тыс. населения значительно превзошёл такие развитые капиталистические страны, как Великобритания, ФРГ, Франция, Япония и многие другие.! Подготовка кадров высшей квалификации различных профилей ведётся в соответствии с планами развития народного хозяйства страны и потребностями отдельных отраслей хозяйства и культуры в специалистах. Численность студентов высших учебных заведений по отраслевым группам (1975/76 уч. г., тыс. чел.): в вузах промышленности и строительства 1950,6 транспорта и связи 277,6, сельского хозяйства 460, экономики и права 354,7, здравоохранения, физической культуры и спорта 351,6, просвещения 1415,3, искусства и кинематографии 44,8. В высших и средних специальных учебных заведениях СССР обучаются лица из 134 стран, главным образом из братских социалистических, а также из развивающихся. В Москве работает Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, в котором учится молодёжь из стран Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки. В вузах и техникумах в 1975 обучалось 44 тыс. иностранных граждан; СССР ежегодно командирует за рубеж более 17 тыс. профессоров, преподавателей, аспирантов, студентов и принимает столько же граждан из других стран.
Советские вузы призваны готовить высококвалифицированных специалистов.. При университетах и многих других высших учебных заведениях имеется аспирантура для подготовки научных и научно-педагогических кадров, факультеты повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, научно-исследовательского подразделения Научные труды и опыт работы вузов освещаются в научных отраслевых журналах — «Вестнике высшей школы», «Научных докладах высшей школы», «Известиях высших учебных заведений», «Трудах» и «Учёных записках» отдельных вузов. Расширяются научные связи советской высшей школы с вузами зарубежных стран. Советские учёные избраны почётными профессорами и докторами зарубежных вузов; выдающиеся зарубежные учёные, прогрессивные общественные деятели состоят почётными профессорами и докторами ряда советских вузов. В советских вузах получили широкое развитие студенческие стройотряды, спортивные общества, студенческие театры, ансамбли и пр. Советские студенты активно участвуют в международном молодёжном и студенческом движении. Советское студенчество представлено в Международном союзе студентов Студенческим советом СССР. Высшим образованием в стране руководит Министерство высшего и среднего специального образования СССР.
В 1975г среднее и высшее образование имели 77% населения, занятого в народном хозяйстве. Советское государство отпускает на развитие народного образования огромные денежные средства и материальные ресурсы. Расходы на содержание учебно-воспитательных учреждений производятся на средства государственного бюджета, кооперативных, профсоюзных и других общественных организаций, а также на средства колхозов.
Закончить статью хочется словами советского учёного в области педагогики Е. Н. Медынского "Народное образование является подлинно народным: оно построено в интересах трудящихся народных масс всего Советского Союза, оно является родным делом всего советского народа, всех граждан СССР"!
Источник : Статьи " Система образования в СССР"
" Становление Советской системы образования"
Книга Е. Н. Медынского " Народное образование в СССР" 1952г