Найти тему

Сухумский аэропорт. Снова подбор инвестора и новый бюджет

Оглавление

Я уже неоднократно писал о перспективах открытия сухумского аэропорта, по ссылкам в этой статье можно ознакомиться с моими более ранними публикациями. Эта тема на слуху уже лет 10 точно, она то затихает, то вокруг нее начинается новая движуха. Вот и сейчас очередные громкие новости.

Совсем недавно будущее сухумского аэропорта снова погрузилось в туман

Буквально 23 ноября 2022 года я опубликовал статью "Будущее сухумского аэропорта снова в тумане". Речь в ней шла о том, что между инвестором и абхазскими властями возникли противоречия, касающиеся собственности объектов и этапности строительства. Об этом сказала министр экономики Кристина Озган. Президент Бжания в свою очередь подчеркнул, что по праву собственности позиция абхазской стороны должна быть принципиальной и категоричной: взлетно-посадочная полоса и аэродромная инфраструктура должна однозначно остаться за Республикой Абхазия.

До этого же сообщалось, что к концу 2022 года должна быть готова проектно-сметная документация, а аэропорт будет запущен к 2024 году. ПСД к началу декабря не появилась, а вот противоречия возникли. В общем-то, я достаточно скептически относился к перспективам открытия сухумского аэропорта, так как не вижу, в чем может быть его рентабельность. если же это политическое решение, то какие резоны такую задачу поставить. Вся история с аэропортом, о которой я подробно писал, на протяжении многих лет не позволяет испытывать оптимизм.

Инвестор для сухумского аэропорта почти выбран

И вот прошло буквально две недели с момента предыдущих новостей и премьер министр Александр Анкваб заявил заявил журналистам, что инвестор почти определен. Цитирую "Интерфакс".

Инвестор почти определен", — сказал премьер, добавив, что окончательный выбор будет сделан уже скоро.
"Да, конечно, российский инвестор, несомненно", — сказал он, не уточнив других подробностей.
По его словам, условный срок ввода обновленного аэропорта в эксплуатацию — конец 2024 года.

Не совсем понятно, а что был за предыдущий инвестор, под которого должны были сделать проектно-сметную документацию и с которым возникли разногласия, и почему его, как и предыдущего нельзя называть. Впрочем, не секрет, что до этого таинственным инвестором были структуры "Базового элемента" приближенного к Кремлю олигарха Олега Дерипаски.

Гигантский бюджет под сухумский аэропорт

Появились свежие новости и по бюджету эпохального для Абхазии проекта. Заместитель главы Минэкономразвития России Дмитрий Вольвач на Х абхазо-российском деловом форуме, прошедшем в Москве, заявил, что предположительная стоимость восстановления сухумского аэропорта – 20,54 млрд рублей (около 326 млн долларов). Так же он сказал, что есть проект "дорожной карты" по возобновлению авиасообщения, а планируемая пропускная способность аэропорта после первого этапа реконструкции составляет 400 пассажиров в час, или 3 млн пассажиров в год.

Не слишком понятно из вышесказанного, что же тогда было до этого на протяжении двух лет если сейчас только подбирается инвестор, есть только проект дорожной карты, а бюджет предположительный. Наверное, многие в Абхазии присвистнули, узнав стоимость запуска сухумского аэропорта.

В в 2011 году запуск аэропорта обсуждался с бюджетом $100 миллионов, в 2017 году озвучивались цифры кажется 1,6 миллиарда рублей. Более 8 миллиардов рублей озвучивали в 2021 году. При этом, общий объем доходов абхазского бюджета на 2022 год был утвержден в сумме 9 миллиардов 430 миллионов 558 тысяч рублей, в том числе финансовая помощь России в целях социально-экономического развития Абхазии в сумме 4 миллиарда 376 миллионов 513 тысяч рублей, в целях осуществления бюджетных инвестиций в рамках реализации Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Абхазии на 2020-2022 годы в сумме 1 миллиард 350..

И вот тут больше 20 миллиардов.... На что? Давайте посмотрим, сколько стоит реконструировать аэропорты в России. Аэропорт Нового Уренгоя - планировалась в 2022 году реконструкция стоимостью 11 млрд руб. с постройкой нового здания аэровокзала и модернизацией взлетно-посадочной полосы. Проект строительства нового аэровокзала в аэропорту Геленджика - суммарные инвестиции составят 5,4 млрд руб. Новый терминал аэропорта в Кемерово открыли 23 мая 2021 года, строительство обошлось в 5 млрд руб. Аэропорт Уфы завершил первый этап реконструкции терминала в декабре 2020 года. Стоимость работ, согласно проекту, составляет 2,6 млрд руб. А на сухумский аэропорт 20 ярдов... Да, СВО, кризис, инфляция, но не настолько же....

И пропускная способность 3 000 000 человек в год. По самым оптимистичным данным Абхазию в 2021 году посетило 1,5 миллиона человек. В 2022 году уже со многими закрытыми зарубежными направлениями туристов было около 1,2 миллиона человек. Рискну предположить, что с учетом современных реалий в 2023 году количество отдыхающих точно не увеличится. Граница с Грузией закрыта и пассажиров оттуда точно не будет. В советское время в год через сухумский аэропорт проходило до 1 миллиона человек. Откуда возьмут 3 миллиона пассажиров в год в 2024 году? При том, что на самые популярные курорты Абхазии в Гагре и Пицунде все равно быстрее добираться через Адлер. Похоже, абхазские коллеги привезли заместителю министру качественные напитки, после которых (кто в теме знает), можно озвучить и планы строительства в Абхазии космодрома для встречи инопланетных пришельцев.

В общем, тумана от всей этой движухи только прибавилось и уверенность, что к 2024 году тему аэропорта замотают до какого-нибудь отдаленного светлого будущего у меня только крепнет. Ну и, конечно, напоминаю, что вместе с коллегами оказываю услуги в Абхазии для россиян в сфере предпринимательской деятельности по следующим направлениям:

Координатор партнерства "Абхазские проекты" Кирилл Базилевский

#абхазия #сухум #сухумскийаэропорт #инвестиции

Спасибо что дочитали статью до конца и поставили 👍

Подпишитесь на канал "PRO Абхазию с Кириллом Базилевским", будет еще много интересного!

Подписывайтесь на мой Телеграм канал "Базилевский PRO Абхазию"

Возможно, вас также заинтересует мои статьи: