Рожденная из головы отца без женского участия Афина как никто другой может считаться символом мужского начала в женской психике. Или нет? Жизнь в мужской компании и при чем тут лицемерие - читайте далее.
Моя задумка по разбору архетип Богинь по Джин Болен не канула в Лету, просто как-то закрутило-замотало в вихре новогодних приготовлений, консультаций, дедлайнов и всей остальной суеты, которую я генерирую каждый день, чтобы доблестно преодолевать!
Начало богического цикла тут:
Мне тут на ушко шепнули, что сегодня - последний день ретро Меркурия и дальше писаться будет попроще, и посоветовали отколебаться от себя и не насиловать резиновую утку своего вдохновения. Но я упорная, и потому уточка приветсвует вас громогласным КРЯ.
Афина - очевидно, моя любимица. С четырьмя-то Мудрецами в Карте Души, как могло быть иначе? Но когда я читала книгу Болен, мне пришла мысль, что и для Афины я не больно-то уж крута. Какая-то тюха-матюха, не то что Афина, рожденная в доспехах, которую никто не может ранить и обидеть. Которая четко движется к цели, не обращая внимание на всякие там пустяки. Все мои доспехи - результат упорного труда и притворства, а на самом-то деле я мягонькая, как моллюск. Ну да ладно. Давайте ближе к делу.
Всякие древнегреческие хохмы на канале:
Мифология Афины
Как я уже говорила, Афина была рождена из головы Зевса (о том, что до этого он проглотил ее мать, я умолчала))), сразу взрослой и прекрасной (и в доспехах! ну, хоть без копья). Она не была ребенком, и это свойственно девочкам с ведущим архетипом Афины - они будто с детсва маленькие взрослые, серьезные, рассудительные, логичные.
Афина - ярая защитница патриархата. Если Артемида в случае беды всегда заступится за свою "сестру", то Афина не раздумывая будет поддерживать мужчину. О какой беле идет речь, думаю, яснопонятно.
Так случилось с Медузой. Она была прекрасной девой-жрицей храма Афины. Но приглянулась Посейдону и, как ни отпирайся она, а старый хрыч к отказам не привык и овладел ей прямо на полу храма. За что Афина... покарала Медузу, ведь та не сберегла свою честь. И превратила в существо, которое мы знаем по легендам. Как-то не очень по-сестрински.
И сразу перейду ко второму мифу - об Арахне. С ней таких бед не случилось, но, как и многих героинь мифов, ее настигла божественная кара за гордыню и наглость. Ткачиха бросила вызов Афине и выткала прекрасное полотно, где изобразила похождения Зевса. И Афина могла бы признать мастерство ткачихи и свое поражение, но такого оскорбления верховного бога не снесла и превратила Арахну в паучиху.
Оба эти случая показывают, что Афина выступает защитницей мужчин с последующим наказанием женщин. Также в реальности поступают и женщины-Афины, которые становятся свидетельницами межполовых конфликтов. Афина во всеуслышанье объявляет свою поддержку мужчин, системы патриархата, но при этом именно женщины-Афины пользуются всеми благами, что для них отвоевывали феминистки-Артемиды: они получаются высшее образование, занимают руководящие должности, делают успешную карьеру. Женщины-Афины стремятся в мир мужчин и достигают в нем значительных высот, им проще общаться с друзьями противоположного пола, чем со своими "сестрами", они приветствуют рациональность мужчин, отрицая эмоциональность женщин. Также у женщин-Афин мало сострадания к человеку, не достигшему успеха, униженному и бунтующему.
Последний миф, который я бы хотела выделить отдельно, миф о Золотом яблоке раздора. Напоминаю, косвенно именно из-за него началась Троянская война. Парис должен был вручить золотое яблоко самой красивой из богинь (Геры, Афины и Афродиты), Афродита пообещала ему самую прекрасную женщину в мире, если он назовет победительницей ее. Так и произошло: Парис отдал золотое яблоко Афродите, а взамен получил Прекрасную Елену - жену греческого царя. Так и началась Троянская война.
А вы знаете стишок про "сгубили сиськи Трою?" В свое время очень повеселилась, но не знаю, место ли ему на моем канале :))
Интересно рассмотреть Троянский конфликт с точки зрения столкновения традиционных ценностей с ммм либеральными? На стороне мужа Елены царя Менелая выступили олимпийцы, защищающие "скрепные" традиции: само собой, Гера (мало того, что ее муж сам вечно наставляет ей рога, так еще и Парис оскорбил ее, не вручив яблоко!), конечно, Афина (особенно она покровительствовала Ахиллу и Одиссею), Гефест (муж-рогоносец Афродиты), Посейдон. На стороне Троянцев выступали боги с более гибкой позицией: конечно, Афродита (яблочная принцесса))), братец и сестрица Аполлон и Артемида, любовник Афродиты Арес.
А Зевсу с Аидом (Гадесом) и так норм.
Надеюсь, это не спойлер, но победили греки, а Троя пала. Во многом благодаря военной стратегии Афины и ее покровительству. Потому что Арес, конечно, бог войны, а вот Афина - богиня военной стратегии.
Я, кажется, уже как-то жаловалась, что чет одна я запомнила Афину как богиню мудрости, а многие мои друзья, скорее, как богиню войны. Долго я пыхтела, думая, а кто ж тогда Арес епта?! Погуглила, а там "богиня войны, мудрости и покровительница ремесел", спасибо, удружила! Но все же богиня войны и военной стратегии - это несколько разные вещи :)
Характер женщин-Афин во многом соответствует вышеизложенному. Это - консервативные, рациональные дамы, амбициозные традиционалистки, поддерживающие существующий порядок вещей и приобретающие при этом максимальную выгоду от любых изменений. К проблемам женщин-Афин можно отнести эмоциональную холодность, отсутствие должной щепетильности, честолюбие и лицемерие.
Афина против Артемиды
Как я уже упоминала в статье об Артемиде сериал "Миссис Америка", также хочу упомянуть его еще раз. Ибо именно в этом сериале ярко прослеживается конфликт между завоевательницами привилегий для женщин и их выгодополучательницами :)))
Филлис Шлэфли - прототип оппонентки Глории Стейнем, замужняя Афина из верхушки среднего класса, серьезно осложнившая принятие поправки и равных правах. В экранизации ее сыграла непревзойденная Кейт Бланшетт (правда, несмотря на суперские костюмы, Драматическая доминанта Бланшетт превращала ее немного в корову-трансвестита во всем этом Опекунском великолепии...)
С другой стороны, я как-то писала статью по архетипу Бланшетт, и там писала, что в ней как раз-таки сильна Мудрецовая эстетика, и от этих слов тоже отказываться не буду:
На мой взгляд, костюмеры сериала неплохо уловили смысл Афины, немного, правда, переборщив с Опекуном. Я бы делала больше упор на Мудреца в имидже. Что это значит, как может выглядеть современная Афина? Сдержанно, достойно, статусно, при этом лично я делала бы отсылку к тем самым "доспехам", акцентируя плечи или закрывая чем-нибудь плотным торс. Формировала бы имидж на стыке милитари, смарт кэжуал, классики и мужских элементов гардероба, чтобы никто не обманывался на счет Афин и их сущности.
Посерфила по сети и вот, что получилось:
Ваше видение Афины может быть другим, но так бы формировала свой гардероб я, если бы имела желание поддерживать внутри именно эту даму. Если бы мне нужно было двигаться по службе, решать какие-то проблемы, требующие логики и рациональности - в общем, отдавать золотое яблоко именно Афине внутри себя.
По традиции жду в комментариях всех, кому интересно это обсудить :) Как контакт с внутренней Афиной? Не считаете ли ее скучной в гардеробе? Сами, примерно, так же видите, или внесли бы какие-то корректировки?
С вами, как всегда, была я, стилист вашей души, Жанна Бурлак.