Найти в Дзене

Моя фотобиография

Фотографией я начал заниматься в школе, в классе седьмом: отец отдал мне свой ФЭД-3, когда я сдал ему что-то вроде зачета по знанию с какой стороны браться за фотоаппарат и куда нажимать. Снимал все подряд, покупал фотобумагу по 100 листов в пачке, размером 6 х 9, классный размер! Заваливал фотками всех друзей. Помню незабываемые ощущения появления изображения на чистом листе, когда сунешь бумагу в проявитель…

В военном училище на первом курсе был несказанно удивлен, что и пленку проявлять и бумагу можно в холодной воде, и не надо выдерживать никакие температуры. Снимал много, потом втихаря по ночам печатал в каптерке или где-нибудь в кладовке для инвентаря под лестницей, благо были соратники… Скажу, что никто особенно нас за это не гонял.

На полеты, конечно фотики взяли, хотя командиры предупреждали, что за это могут и из училища выгнать. Первые полеты, первые самостоятельные вылеты – все снимали, брал и в самолет фотик, приходилось прятать под комбезом.

А однажды я пострадал из-за любви к фотографированию: перед отлетом на полеты сфотографировал пустую тумбочку дневального и по совету друзей, с полетов послал это фото командиру роты в училище. По возвращению с полетов, сличением почерков командир роты вычислил меня и помордовал: и наряды вне очереди, и даже организовал снятие с комсорга. Я так и не понял, чем так особенно насолила ему эта фотка?

Интересная история была на втором курсе: летали мы в Кореновске, это под Краснодаром, взял я фотик при полетах порой, получились интересные снимки: Л-29 в воздухе, ну качество, конечно не очень… Потом приезжаю в конце курса в отпуск домой в Грозный и встречаю своего одноклассника, который пришел из армии, уже отслужил два года. Смотрим его дембельский альбом и вижу я свои фотки Л-29 парой, только качества отменного. Не верю глазам своим, но все сходиться: и номер бортовой и местность. Начинаю выяснять, откуда у него эти снимки и вырисовывается такая картина: он эти фотки взял у своего сослуживца, вместе альбомы делали, а тот эти фотки привез из отпуска, а взял в свою очередь у друга, который, тоже приехал в отпуск из Венгрии, где служит в фотолаборатории авиационного разведполка, а негативы ему прислал друг из какого-то училищного полка в Краснодарском крае, вот в этой лаборатории он лоск и навел на мои снимки. А пленка эта у меня пропала после того, как я давал ее солдатам попечатать фотки, мы жили в одной казарме, ну и обменивались пленками.

Перед выпуском из училища, первый раз попробовал делать слайды, конечно очень понравилось: и процедура не особенно сложная и цветные снимки в результате. К тому же была отличная ГДРовская пленка ORWO. Пробовал снимать на нашу пленку - полная ерунда: блеклые невыразительные цвета, да еще и вечно проявитель просроченный…

Фотик постоянно таскал с собой: и на полеты, и на природу. Сейчас жалею – мало самолеты снимал. В полете пробовал снимать, но было сложности: фотик на «полку» не положишь, да и взять в кабину было не просто: афишировать нельзя было, всегда найдется добрая душа и заложит, приходилось вешать на шею, под комбез, а в полете пока ремни отстегнешь, да вытащишь фотик, не захочешь и снимать. Поэтому в полете фоток очень мало.

Где-то в 78-79 годах решил попробовать заняться цветной фотографией, было это на Сахалине в Смирных, попалась мне цветная чешская бумага, вот была вещь, на ней делал первые цветные фотки, а они у меня были лучшими. В дальнейшем пришлось пользоваться отечественной, паршивого качества, да и еще попробуй ее найти. Проявитель, а точнее целый набор химикатов, тоже был в дефиците. Дошло до того, что пришлось самому составлять эти проявители-закрепители-остановители. Заделался химиком: собирал всякие железистые квасцы, аммонии и прочая, прочая. А сама процедура печатания цветных фоток, это отдельная песня: подборка светофильтров, выдерживание температуры растворов; сделаешь пробный отпечаток, а изменилась температура раствора и уже цветопередача меняется, фильтры надо снова подбирать или поддерживать постоянную температуру…

Когда появились дети, стал больше их снимать, как-то самолеты ушли на второй план, сейчас это хорошо заметно.

После увольнения из Армии снова стал больше фотографировать, тем более стало с 90-х годов легче печатать фотки, – сдаёшь плёнку и получаешь отпечатанные фотки.

Позже появились цифровые фотики, тогда стало совсем просто, - сбрасываешь снимки на компьютер и все дела.

Вернулся я в Авиацию, теперь в Малую и снова стало много на фотках самолётов…

- на фото: - это 1980 год на Сахалине, умудрился попасть в кадр в
зеркале мотоцикла.

07.12.22 – Севастополь.