Известно, куда направлено ваше внимание, туда течёт ваша энергия. Куда течёт ваша энергия, то и множится.
Все, кто учился в школе, хорошо помнят как выглядит школьная тетрадь после проверки учителем. Учителя, как правило, используют красную ручку для исправлений того, что написано неверно. У кого-то много исправлений, у кого-то не очень много. Что чувствовал каждый из нас открывая проверенную тетрадь? Как это могло повлиять и повлияло на нашу дальнейшую взрослую жизнь?
Знаменитый Шалва Амонашвили, доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, академик, основатель метода гуманной педагогики, как-то раз рассказал историю, которая вдохновила его отказаться от идеи заставлять учеников фокусироваться на ошибках и замечать прежде всего положительные изменения.
«…Однажды девочка открыла тетрадь, где все было исчерчено красными чернилами, и расплакалась: «Я не люблю математику, я ничего не понимаю. У меня все подчеркнуто красным, везде ошибки…» Моё сердце разрывается, когда дети плачут. Но я знал, чтобы выстраивать принципы гуманной педагогики - надо учиться у детей. И я прислушался к голосу этой девочки, которая спрашивала меня: «Почему учителя всегда ищут ошибки?» Вспомнились и слова Сухомлинского: «Ведите детей от успеха к успеху, от радости к радости»...
Шалва Александрович признался, что уже на следующий день он отказался от красной ручки и работал с тетрадями, используя только зеленую. Зеленая ручка помогала искать в ученических работах не ошибки, а успехи. Он сказал:
«...Если хоть одно слово в предложении написано правильно, если хоть один математический пример решен правильно — это успех! Я подчеркиваю это зеленым, обращая внимание ученика, что он молодец! Параллельно я объясняю ученикам, что ошибка позволяет научиться, как сделать лучше...»
В чем разница между подходами?
Что происходит в случае выделения и подчеркивания ошибок красным? -мы направляем своё внимание на ошибки и фокусируемся на них. Что откладывается в памяти? - Те ошибки, буквы, примеры, которые написаны неправильно, некрасиво и т.п. Сможете ли вы в этом случае, за всей этой "краснотой" увидеть то, что написано или сделано идеально? - Нет! Что происходит на уровнях эмоций, чувств и сознания? - Помимо нашего желания мы подсознательно запоминаем тО, что выделено, те ошибки и те чувства и эмоции, которые в этот момент испытываем.
То же самое давайте рассмотрим выделение и подчеркивание идеального исполнения задания зеленым. В этом случае мы фокусируемся на том, что сделано правильно! В этот момент мы испытываем совсем другие эмоции и наше восприятие отличается от восприятия в первом случае. Хотим мы или нет, но подсознательно мы будем стремится повторить так, чтобы было идеально!
И здесь актуализируется совсем другая внутренняя мотивация — стремление сделать хорошо, а не избежать ошибок!
Как оба подхода влияют на взрослую жизнь?
Как выделенные красным ошибки в ученической тетради влияют на дальнейшую жизнь? - С самого детства вырабатывается привычка концентрироваться на собственных ошибках и недостатках, на том, что неправильно и плохо. Нас с детства приучают к этому родители, учителя с помощью замечаний или "красной ручки". Нас чаще ругают за то, что неправильно и плохо, чем хвалят за то, что мы сделали хорошо.
"...Из 20 написанных в ряд крючков в прописи первоклашки был подчеркнут красной ручкой был только один. Один! То есть все остальные, девятнадцать, написаны хорошо. 19 - хорошо и 1 — не идеально! Обратил внимание ученика учитель и подчеркнул ошибку красным, затем по поводу ошибки сделали замечание ребенку родители..."
Всё сфокусировалось вокруг одного этого "не идеального" крючка в прописи. - Привычка (выделять красным плохое), которую мы оттачиваем с самого детства и которую нелегко осознать во взрослом возрасте достаточно часто становится причиной неудовлетворенности в жизни!
А как складывается дальнейшая жизнь у ребенка, к которому применяли "зеленую ручку"? - У такого ребенка и потом уже взрослого отсутствует страх ошибиться или сделать неправильно, отсутствует страх осуждения, отсутствуют ограничивающие убеждения в желании познавать, исследовать, активно проживая жизнь. Такие люди, как правило, уверены в себе, любознательны, успешны!
Когда мы «выделяем» фокусом своего внимания, как фонариком, какую-то область реальности, можно сказать, что она становится сразу всей реальностью.
С детства все начинается, из детства мы переносим во взрослую жизнь все наши навыки, установки, убеждения, привычки и не все из них приносят нам пользу.
Используя метод «зеленой ручки», в работе над собой или воспитании своего ребенка, вы увидите, что восприятие ошибок, страхи и установки, связанные с этим, постепенно уходят сами собой. Потому что человек, которому не знаком "красный свет", уверенно движется по жизни, с успехом преодолевая препятствия, решая задачи, достигая целей!
Применяйте данный метод в разных сферах жизни, обучения, воспитания и результаты вас порадуют!
О том, как с помощью своего подсознания обнаружить установку "красной ручки" и успешно с ней справиться читайте в следующих публикациях.
Автор: Психолог Ольга Б. Бондарева
Онлайн-тренинг "Самогипноз. Практические уроки для начинающих." http://hypnos-bondareva.ru
© Ольга Б.Бондарева 2022 Все права защищены