Найти тему

Вот те Марс! Планета ослепительных красавиц и отважных воинов в фантазиях Майкла Муркока

В детстве все мы стремимся быть на кого-то похожими. И не суть важно, на величайшего футболиста, первого в мире космонавта или дядю Ваню из соседнего подъезда. До тех пор, пока накопленные знания, опыт и вредные (с полезными, к сожалению, не знаком) привычки не сформируют личность, мы – всего лишь подражатели. Тяга к обезьянничеству проявляется в разных аспектах жизнедеятельности, в том числе и в творчестве.

Не сумел избежать её и прославленный мэтр фэнтезийного жанра, английский писатель Майкл Муркок. Да, сегодня седобородый фантаст – едва ли не законодатель жанра, но так было не всегда. В 1965 году (если учесть, что родился Муркок 18 декабря 1939 года, то выходит – в 25 лет) он написал цикл произведений про приключения землянина Майкла Кейна на Марсе: «Город Зверя», «Повелитель пауков» и «Хозяева ямы». Эти творения Муркока – кривоватая калька с «Принцессы Марса» и похождений Джона Картера.

И неясно: намеренно ли автор так поступил или же настолько сильно повлияли на подсознание его юношеские впечатления от книг Эдгара Берроуза. До столь подробного «творческого переосмысления», как в своё время получилось у Алексея Толстого с «Золотым ключиком», дело не дошло (да и Майкл Кейн, конечно, деревянный и та ещё дубина, но всё же не Буратино), но запах плагиата так явственно витает в воздухе, что не почуять его невозможно.

Как говорится, ключ на старт! (Да куда ты опять-то со своим ключиком лезешь, Буратино?!) Путешествие на воображаемый Марс (вот только чей?) начинается!

И не холодно вам на четвёртой от Солнца планете? Иллюстрация к книге серии "Осирис".
И не холодно вам на четвёртой от Солнца планете? Иллюстрация к книге серии "Осирис".

Равно как и Берроуз, Муркок не стал заморачиваться научно-фантастической теорией, детальными описаниями и расчётами процесса переноски человека на красную планету. Объяснение самого Кейна: «Мы пытались построить машину на основе электроники и ядерной физики, которая смогла бы расщепить атомы объекта и преобразовать их в серию волн, передаваемых на расстояние, подобно радиоволнам», - похоже на бред гуманитария, а не на слова профессора «Чикагского Института Специальных Исследований». В этом-то и кроется главное «отличие» Кейна от Картера: он вроде как учёный ум (хотя за три книги ничего существеннее дирижабля так и не смастерил), а не просто любитель помахать холодным марсианским оружием. В остальном же – полная копия, даже на четвёртую от Солнца планету попадает случайно. И к собственной радости понимает, что гравитация на Марсе меньше и его тело, приспособленное к условиям Земли, на планете с меньшей тяжести просто не знает усталости. Хорошо хоть не начал скакать через горы и дворцы на потеху марсианам под возгласы: «Сак! Сак!..»

Марсианские пески и тот самый дирижабль. Иллюстрация к "Повелителю пауков".
Марсианские пески и тот самый дирижабль. Иллюстрация к "Повелителю пауков".

Да, Муркок, подобно Берроузу, щедро заселил Марс. Сильные и отважные люди (надеюсь, вы понимаете, что «наш» Майкл Кейн всё равно всех отважней и сильней) живут в городах с башенками и крепостными стенами. Самый прекрасный из которых – Варналь. А по ту сторону укреплений оплот инопланетной цивилизации буравит алчный взор воинственных дикарей-арзгунов. Ну чисто гунны на закате Римской Империи! Подобное сравнение напрашивается само собой: описание (весьма схематичное) архитектуры и увядающих зданий, знававших лучшие времена, внешнего облика и одежды (вернее, её практического отсутствия, два ремня через грудь, набедренная повязка и плащ – не в счёт) персонажей прямо наводят на мысль о некой марсианской античности. И, конечно же, здесь будет прекрасная принцесса, запавшая на главного героя. Роль берроузовской Деи Торис у Муркока исполнила Шизала.

Прекрасная Шизала. Иллюстрация к "Городу Зверя".
Прекрасная Шизала. Иллюстрация к "Городу Зверя".

Описание арзгунов не может не улыбать. Синие Гиганты – это же тарки, только сменившие зелёный «камуфляж» да «потерявшие» вторую пару рук! Они злы, непримиримы и всю сознательную жизнь проводят в боях и походах. И, как и в «Принцессе Марса», главный герой в конце концов умудрился завести дружбу и даже сражаться бок о бок с парочкой дикарей, возможно, чуть более цивилизованных, чем их сородичи. Личное вооружение муркоковских персонажей словно бы одолжено у героев Берроуза: масса колющих, рубящих и дробящих предметов с небольшим процентом огнестрела.

Арзгун верхом на Звере.
Арзгун верхом на Звере.

Кстати, многорукости и многоногости Муркок тоже не смог избежать (возможно, писателю не давали покоя преимущества, открывающиеся у обладателей нескольких пар верхних конечностей: можно ведь одновременно и картошку чистить, и на гитаре бренчать!) Синих Гигантов, конечно, обделил, зато иным марсианским существам рук, ног и мохнатых лап отвесил с лихвой! Мечта для любого маникюрного салона!

"Ну где же ваши руки?" Иллюстрация к "Хозяевам ямы".
"Ну где же ваши руки?" Иллюстрация к "Хозяевам ямы".

Но неужели в ранних произведениях легендарного фантаста и основоположника теории Мультивселенной не было ровным счётом ничего своего?! Да разумеется, было! Вечным Воителем в «Городе Зверя», конечно, тогда ещё и не пахло (хотя десятилетия спустя Муркок и попытался поставить Майкла Кейна в один ряд с Хокмуном, Рыцарем в Чёрном и Золотом, Элриком из Мельнибонэ...), главный герой не обретал волшебных мечей и бил супостатов по головам чем под руку подвернётся.

Большой, но уязвимый. Иллюстрация к англоязычному изданию.
Большой, но уязвимый. Иллюстрация к англоязычному изданию.

Зато был свой собственный... ПОИСК! Увлекательный, подчас шокирующий читателя и нередко приводящий в тупик (тем интереснее было наблюдать, как автор сумеет вывернуться из щекотливой ситуации и кого из писателей на сей раз «позовёт» на помощь). Вместе со своим вымышленным тёзкой Майкл Муркок лишь нащупывал путь и вырабатывал литературный стиль. «Город Зверя» и прочие произведения ценны тем, что являются своеобразной компиляцией увиденного, услышанного, прочитанного, почерпнутого писателем (в 25 лет о каком-либо серьёзном жизненном опыте, полагаю, говорить не приходится). Можно потянуть буквально за любую строчку-ниточку и выйдешь на некий литературный (культурный, исторический, даже научно-фантастический (у нас всё-таки фантастика!) массив. Из отечественных авторов подобное я встречал разве что у Александра Бушкова с его «Сварогом» – безумной, но увлекательной и весьма читабельной серии книг (по крайней мере, несколько первых томов) о приключениях майора ВДВ в параллельной реальности.

Тарки у Берроуза всё-таки не летали, а вот арзгуны у Муркока - вполне!
Тарки у Берроуза всё-таки не летали, а вот арзгуны у Муркока - вполне!

Вердикт: при всей вторичности книги о похождениях Майкла Кейна на Марсе можно смело рекомендовать для прочтения в подростковом возрасте. Экшена – хоть лопатой черпай, и почти полное отсутствие «зауми». Ну а если у вас, дорогие книгочеи, тяга к полуфабрикатам прошла и хочется чего-нибудь «домашнего», то, возможно, вам приглянется другой цикл Муркока – «Рунный посох».

Ну не удержался, чтобы ещё раз не показать эту красавицу!
Ну не удержался, чтобы ещё раз не показать эту красавицу!

Антон АГЕЕВ.

#книгочей

#лучшие книги

#майкл муркок

#фэнтези

#марс

#принцесса

#иные миры

#фантастика

#джон картер

#эдгар берроуз