Задолго до того, как Гагарин произнёс знаменитое «Поехали», а Рогозин стал вынашивать планы лунной базы, земляне вовсю отправляли своих соплеменников к далёким планетам и звёздным мирам. Правда, делали это мысленно, в многочисленных литературных произведениях представляя, как сложится жизнь землянина, очутившегося на поверхности чуждого земного тела. Американца Эдгара Берроуза (1875-1950 гг.) особенно привлекал Марс. Красная планета настолько завладела воображением писателя, что он даже назвал её Барсумом и запустил туда авантюриста Джона Картера. Так родилась знаменитая серия «марсианских книг» Берроуза, которая и сегодня имеет массу поклонников и подражателей.
Первый фантастический роман данного цикла – «Принцесса Марса» (или «Дочь тысячи джеддаков», или «Под лунами Марса»). Его опубликовали в 1917 году, и с тех пор книга пошла завоевывать читательскую аудиторию по всему земному шару. Марсианские хроники Берроуза были весьма популярны и в нашей стране, особенно в 90-е годы прошлого века: несколько различных изданий (в том числе и с весьма фривольными иллюстрациями) имеются и у меня, и у моих знакомых.
И книгочеям того времени можно только позавидовать! Это сейчас нас не удивишь ни ксеноморфами, ни человеками-пауками, ни левиафанами… А тогда подобное было в диковинку, и мы жадно глотали страницы с приключениями Джона Картера и гадали: сразу бы умерли от разрыва сердца при встрече с пятиметровыми зеленокожими многорукими марсианами-тарками или чуть погодя?
Что ни говори, но жизнь на Барсуме в представлении Берроуза не слишком гостеприимна. Цивилизация там, похоже, зародилась давно, но к прибытию Джона Картера окончательно пришла в упадок. Нехватка природных ресурсов, улетучивающаяся атмосфера, постоянная борьба за выживание. Местное население погрязло в постоянных сражениях, и, вероятно, сам бог войны Марс не нашёл к чему бы придраться. Воображение писателя создало массу причудливых обитателей красной планеты: безглазых, зубастых, клыкастых, похожих на обезьян и на людей… Всех объединило одно: крайняя агрессивность и стремление как можно скорее отделить голову первого встречного от тела. Светлым лучиком в этом багровом марсианском царстве для героя и читателей стала Дея Торис – ну какой же рыцарь без своей принцессы?! Смущает, правда, тот факт, что марсианочки по примеру рептилий откладывают яйца, но тут уж ничего не попишешь – такая любовь.
Неудивительно, что столь динамичные и волнующие фантастические романы Берроуза буквально напрашивались на экранизацию. Самым знаменитым и красочным фильмом по мотивам марсианского цикла стал «Джон Картер». Премьера картины состоялась в 2012 году, и при бюджете в 250 миллионов долларов кино смогло собрать чуть больше 284 миллионов. Проект не принёс прибыли, и сразу даже не скажешь, почему. Вроде бы всё на месте: прекрасная история, отличная картинка, звёздный актёрский состав… Но всё же что-то в фильме есть такое, отчего рука не поднимается добавить его в коллекцию лучших мировых фантастических картин. Возможно, это какая-то внутренняя спесь книгочея, которая хочет высунуться и закричать: а я читал, читал, всё было совсем не так!
Так я думал, пока не наткнулся ещё на одну «экранизацию» Берроуза. Фильм «Принцесса Марса» вышел тремя годами ранее «Джона Картера» - в 2009 году. И при его просмотре, дорогие читатели, захотелось вырвать глаза. И дело даже не в бедности и убогости декораций и компьютерной графики времён юрского периода. Сценаристы капитально перекроили сюжет, перенесли завязку ближе к нашим дням и назначили Джона Картера снайпером армии США. Путешествие на Марс они попытались объяснить с научной точки зрения, и лучше бы этого не делали: какие-то опыты НАСА, эксперименты, да и Марс – это не Марс, а… Марс? А до кучи отправили на красную планету афганского боевика, чтобы Картеру скучно не было.
Хотя есть в «Принцессе Марса» и положительные стороны: приятные внешне актёры (Дею Торис, к примеру, сыграла скандально известная Трэйси Лордс) и несколько довольно отвратных сцен, в которых землянин пытается отведать инопланетной пищи. В общем, всё познаётся в сравнении, и после «Принцессы Марса» кажется, что «Джон Картер» - шедевр мирового кинематографа. Да он, собственно, таким и является. И если вы не смотрели, то рекомендую.
Антон АГЕЕВ.
Иллюстрации из архива автора и открытых источников.
#книгочей
#марс
#эдгар берроуз
#экранизация книг
#фантастика
#фэнтези
#лучшие книги
#джон картер
#принцесса
#приключения