Дорожный бетон используют на всех этапах строительства дороги: от обустройства основания до заливки финишного покрытия. Он рассчитан на эксплуатацию в условиях динамических нагрузок, регулярного воздействия влаги, морозов и химических реагентов. Соответственно, требования к такому материалу выше, чем к обычному конструкционному. Его высокие характеристики достигаются за счет тщательного отбора сырья и использования специальных добавок.
Ранее в нашей статье мы описывали, какие бывают виды дорожного бетона и какими свойствами он должен обладать. Сегодня мы подробно остановимся на его составе. Также мы коротко скажем о способах его использования.
Состав дорожного бетона
Важнейший этап при изготовлении бетона – это проектирование, то есть подбор состава. Именно на этой стадии закладываются основные свойства материала.
В состав дорожного бетона входят:
- Вяжущее вещество
- Крупный заполнитель
- Мелкий заполнитель
- Затворитель
- Добавки
Дорожное строительство – это очень ответственная сфера. Поэтому качество материалов здесь довольно строго регламентируется. Давайте рассмотрим их немного подробнее.
Вяжущее вещество
Вяжущим называют такое вещество, которое при смешивании с водой (реже – с другими веществами) превращается в вязкую субстанцию, а при высыхании твердеет, образуя камень.
Вообще, бетоны делают на самых разных вяжущих:
- Цементе
- Гипсе
- Извести
- Магнезии
- Полимерных смолах
- Молотом шлаке
- Жидком стекле
Подробнее об этих разновидностях вы можете почитать в нашей статье Виды бетона по типу вяжущего.
Из всего этого списка самые высокие характеристики при относительно доступной цене имеет цемент. Именно его используют в дорожном строительстве.
Требования к нему прописаны в следующих нормативах:
- ГОСТ 33174-2014
В нем перечислены требования к цементу для бетона оснований и покрытий автомобильных дорог. - ГОСТ Р 55224-2020
В этом стандарте приведены требования к цементу для бетона аэродромных покрытий, железобетонных изделий, мостовых и других транспортных конструкций.
При необходимости вы можете самостоятельно ознакомиться с этими документами. Мы же приведем краткую выжимку из них.
Итак, в дорожном строительстве разрешено использовать такие виды цемента:
Кратко разберем обозначения в таблице:
- Типы цемента по вещественному составу устанавливаются в соответствии с ГОСТ 31108-2020. ЦЕМ I – это портландцемент. Сокращения ЦЕМ II/А-Ш и ЦЕМ II/В-Ш соответствуют портландцементу с добавкой молотого шлака не больше 35%, а ЦЕМ III – шлакопортландцементу с содержанием шлака до 65%. ЦЕМ V/А – это композиционный цемент, в состав которого, помимо клинкера, могут входить шлак, зола-унос, пуццолан, глиеж и другие вспомогательные добавки.
- Класс прочности обозначает минимальную нагрузку в МПа, которую цементный камень выдерживает на 28 сутки твердения. Например, для цемента класса 42,5Н или 42,5Б такой показатель составляет 42,5 МПа.
- Буквы Н и Б рядом с классом прочности обозначают скорость набора прочности вяжущим. Н соответствует нормальнотвердеющему цементу, а Б – быстротвердеющему. Последний набирает 30-50% проектной прочности уже на 2 сутки.
Все эти сокращения вместе составляют обозначение цемента, которое указывается в проектной документации. Сначала указывается тип цемента, затем его класс прочности, назначение и номер ГОСТа, который устанавливает требования к материалу. Например:
Портландцемент ЦЕМ I 42,5Н ДП ГОСТ 33174-2014
К дорожному цементу предъявляются и другие требования:
- Начало схватывания – не ранее 2 часов после затворения
- Расширение цемента – не более 10 мм
- Водоотделение – не больше 28%
- Содержание щелочных оксидов (для бетона покрытий) – не выше 0,8% по массе
- Нормальная густота (для бетона покрытий) – не более 30%
Все это важно для изготовления качественного бетона.
Крупный заполнитель
Заполнитель – это сыпучий материал, который формирует «скелет» бетона. Его зерна склеиваются цементом, образуя прочный монолитный камень. Этот компонент имеет очень большое значение: он определяет прочность, износо- и морозостойкость бетона.
Крупным называют такой заполнитель, размер зерен которого превышает 5 мм в диаметре.
Максимальный размер зерен составляет:
- В бетоне для покрытий – 20 мм
- В бетоне для оснований – 40 мм
Характеристики заполнителя во многом зависят от его происхождения.
Для замеса дорожного бетона можно использовать:
- Щебень из магматических пород
Магматические породы образуются в результате охлаждения и затвердения магмы. К ним относятся базальт, гранит, диорит, габбро и другие. В строительстве эти материалы высоко ценятся за высокую прочность, морозо- и износостойкость, долговечность. - Щебень из осадочных пород
Этот материал образуется путем очень сильной спрессовки различных отложений. К этой группе относятся такие породы как известняк, доломит, гипс и многие другие. В отличие от магматических, их залежи есть практически во всех регионах России. Поэтому стоят они относительно дешево. Но и качественные характеристики у них низкие. - Щебень из метаморфических пород
Такие породы получаются из магматических или осадочных под воздействием высокого давления и температуры. Их прочность сильно варьируется. Например, у амфиболитового, гнейсового, серпентинитового щебня она высокая – эти материалы активно применяют в строительстве. А вот мрамор – материал хрупкий, его используют исключительно в декоративных целях. - Гравий
Гравием называют камни, образовавшиеся естественным путем – в результате выветривания и размывания горных пород. Это дешевый и доступный материал, но технические характеристики у него низкие. Он пользуется большим спросом в тех регионах, где горнодобывающая промышленность развита плохо. - Гравийный щебень
Как правило, характеристики у бетона на гравии получаются слишком низкие. Но что делать, если качественного щебня в регионе нет, а привозной стоит слишком дорого? В таком случае гравий подвергают дополнительному дроблению. В результате самые слабые его зерна разрушаются в песок и на выходе получается материал с более высокими характеристиками. - Вторичный щебень (бой бетона)
При сносе домов и конструкций из бетона образуется огромный объем лома. Чтобы этот материал не пропадал впустую, его перерабатывают: дробят и очищают от обломков арматуры. В результате получается очень дешевый щебень со скромными характеристиками. Если требования к бетону для основания не очень высокие, то в целях экономии можно замешать его на вторичном щебне.
Больше узнать о требованиях к этому материалу вы можете в статье Вторичный бетон.
Требования к заполнителю дорожного бетона устанавливает ГОСТ 26633-2015 (Приложение А). Ознакомиться с ними вы можете в следующей таблице.
Мелкий заполнитель
Это такой сыпучий материал, размер зерен в котором не превышает 5 мм в диаметре. В дорожном бетоне он играет важную роль.
Дело в том, что крупные зерна щебня нельзя плотно подогнать друг к другу – между ними в любом случае образуются пустоты. Чтобы полностью их заполнить, нужно очень много цемента, а стоит он дорого. Поэтому в смесь добавляют мелкозернистый материал – он заполняет собой все свободное пространство и снижает расход вяжущего. За счет этого бетон получается более плотным, прочным, водо- и морозостойким.
В качестве мелкого заполнителя применяют:
- Карьерный песок
Как следует из названия, такой песок добывают в специальных карьерах. Важное его отличие – это форма зерен. Они угловатые, с острыми краями и шероховатой поверхностью. За счет этого материал имеет отличное сцепление с цементом. Но есть у него и минусы – наличие примесей глины, которые плохо сказываются на качестве бетона. - Речной песок
Такой песок поднимают со дна рек, морей, озер и других естественных водоемов. Это наиболее «чистый» материал: он не содержит примесей глины и пылевидных частиц. Но песчинки у него имеют округлую форму, поэтому адгезия с вяжущим у них ниже. Кроме того, иногда в речном песке встречаются включения ила. - Намывной песок
Он занимает промежуточное положение между предыдущими двумя видами. Получают его так: песчаный карьер затапливают и оставляют на некоторое время. Затем со дна поднимают песок. Форма зерен у него такая же, как у карьерного материала, а чистота – как у речного. - Отсев
При дроблении щебня и гравия остается большое количество мелких частиц размером меньше 5-10 мм в диаметре. В ходе сортировки их отсеивают – отсюда и название. Поскольку отсев – это побочный продукт, требования к его качеству и зерновому составу намного ниже. В то же время он не содержит примесей глины или ила как карьерный или речной песок. Этот материал пользуется особенно большой популярностью в тех регионах, где активно производят щебень, а своего качественного песка мало.
Специфических требований к мелкому заполнителю для дорожного бетона не особо много. Они даются в том же ГОСТе, который мы упомянули в предыдущем подразделе.
Песок и отсев должны иметь такие характеристики:
Затворитель
Для того, чтобы вяжущее превратилось в твердый камень, его нужно смешать с затворителем. В самых распространенных видах бетона (цементном, силикатном, гипсовом) эту функцию выполняет обычная вода.
Это простое на первый взгляд вещество играет большую роль. Если вода сильно загрязнена, то бетон на ее основе в лучшем случае получится малопрочным, а в худшем – вообще не схватится.
Вода для дорожного бетона должна соответствовать ГОСТ 23732-2011. Требования и показатели из этого документа вы найдете в нашей следующей таблице.
Остановимся на некоторых показателях подробнее и объясним, почему они важны:
- Наличие в воде растворимых солей (фосфатов, сульфатов, сульфидов, хлоридов и прочих) чревато тем, что вызывает коррозию как самого бетона, так и стальной арматуры. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье Коррозийная (химическая) стойкость бетона.
- Цинк и свинец – это тяжелые металлы, которые в высоких концентрациях несут опасность для здоровья человека. Поэтому их содержание в любых строительных материалах четко нормируется.
- Растворимые сахара при замесе бетона образуют тончайшие адсорбционные оболочки вокруг частиц цемента. Из-за этого останавливается гидратация вяжущего. Другими словами, бетон просто-напросто не затвердевает.
- Кислотность воды для изготовления бетона колеблется в широких пределах. Она может быть кислотной (pH 4-7), нейтральной (pH 7) или щелочной (pH 7-12,5). При необходимости этот показатель можно уменьшить или увеличить.
Для приготовления бетона можно использовать воду:
- Питьевую
- Грунтовую или поверхностную
- Морскую
- Техническую
Идеальным вариантом, конечно же, будет первый. Питьевая вода по умолчанию соответствует приведенным выше требованиям и не требует дополнительных проверок. А вот остальные виды воды придется отдавать в лабораторию на анализ.
Добавки
Технически это необязательный компонент бетона. Но на практике ни одна дорожная смесь не обходится без дополнительных присадок.
В нее вводят добавки:
- Минеральные
Это зола-унос и тонкие порошки, которые получают помолом различных материалов: каолина, кремнезема, металлургических и топливных шлаков. В бетоне они выполняют две функции. Во-первых, их частицы заполняют мельчайшие пустоты в материале, делая его более плотным и водонепроницаемым. Во-вторых, благодаря своей химической активности они как бы «усиливают» вяжущее, придавая камню прочность и стойкость. - Воздухововлекающие
Они создают искусственные микропоры в толще камня, что способствует повышению морозостойкости конструкции. Но использовать их нужно осторожно, не допуская перерасхода. Слишком пористый бетон теряет прочность и не может выдерживать высокие нагрузки.
В дорожном строительстве чаще всего используют добавки на основе нейтрализованной смолы (СНВ) и сульфатного мыла (ППФ). - Газообразующие
Их роль в бетоне такая же, как и у воздухововлекающих, отличается только механизм действия. Роль газообразователя тут играет алюминиевая пудра или паста, которая в щелочной среде цемента окисляется с выделением водорода. Газ, улетучиваясь из бетона, оставляет после себя множество крохотных пузырьков с воздухом. - Пластифицирующие (водоредуцирующие)
При изготовлении бетона возникает дилемма: если в смеси мало воды, она будет жесткой, ее будет тяжело укладывать и уплотнять. Но если воды много, то прочность бетона снижается. Как же выйти из этой ситуации? Ответ на самом деле прост: использовать пластификаторы. Они повышают подвижность бетонной смеси, не требуя перерасхода воды. Специальных требований к пластификаторам в дорожном бетоне нет, для него можно использовать такие же составы, как и для обычного конструкционного материала. - Замедляющие твердение
Бетон при строительстве дорог не замешивают на площадке, а привозят с завода. Но он ведь далеко не всегда расположен рядом со стройплощадкой. Чтобы смесь не схватывалась раньше времени, нужно использовать замедлители (ингибиторы) твердения. Кстати, многие пластификаторы в качестве побочного эффекта выполняют еще и эту функцию. - Армирующие (фиброволокно)
Эти добавки имеют вид тонкой проволоки, узких лент или волокна. По происхождению они бывают стальными, базальтовыми, стеклянными и полимерными. В составе бетона они выполняют целый ряд функций: повышают прочность на растяжение и сжатие, стойкость к динамическим нагрузкам, водонепроницаемость и морозостойкость, предотвращают появление трещин.
Больше узнать об этом вы можете в нашей статье Фибробетон.
При использовании присадок важно знать меру. Общее количество химических добавок (воздухововлекающих, пластификаторов и других) не должно превышать больше 5% от массы цемента. Не допускается содержание в них хлоридов, нитратов, нитритов и другие соединений, вызывающих коррозию стальной арматуры.
Больше узнать о том, какие вещества используют для улучшения свойств бетона, можно в статье Виды добавок для бетона.
Применение дорожного бетона
Эту разновидность бетона можно назвать узкоспециализированной. Она рассчитана на очень конкретный вид нагрузок – от движения транспорта и пешеходов.
Дорожный бетон используется при строительстве и обустройстве:
- Автомагистралей и скоростных дорог
- Обычных автомобильных дорог
- Мостов, эстакад, путепроводов
- Временных подъездов к стройплощадкам и промышленным объектам
- Тротуаров и пешеходных дорожек
- Парковок
- Взлетно-посадочных полос на аэродромах
Во всех этих работах бетон показывает себя как достойную альтернативу традиционному асфальту. И более того – он превосходит асфальтобетон по таким показателям как прочность, сопротивляемость деформациям и долговечность.
Подробнее о сфере использования этого материала читайте в нашем разделе Бетон для дорожных работ.
Полную версию данной статьи вы найдете на этой странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.