Вовсе ты не снежинка, прекрасная и уникальная
Ксанта писала: «Дебс! Медитации изменили мою жизнь. Тебе тоже надо попробовать у себя на ферме.» Я набрала в ответ: «Я годами медитирую на ферме. Мы называем это дойкой.»
Дебби родилась и прожила до окончания школы на молочной ферме. Осеменение, случка, отел такие же реалии ее жизни, как для городских сверстниц походы в мегамолл. То есть нет, она не девочка-снежинка, полагающая, что творог добывают из вареников. Но и не румяная пейзанка, кровь-с-молоком. Обычная девчонка конца десятых. Не самая популярная в своей глуши, не слишком уверенная в себе, а кто из нас может сказать: "Я - звезда тусовки"? В случае Дебби отсутствию популярности отчасти способствует ее семья.
Дядя, владелец фермы и главный человек в ее жизни, живет один в трейлере и, ну, в общем, прибухивает. Нет-нет, работу свою знает и ферма ни разу не на грани разорения. То есть, слишком хорошо в этом деле не бывает по определению, но поутру, продрав глаза с похмелья, встает на дойку и всякое такое. А еще, Билл всегда находил для Дебби минутку времени и доброе слово. Чего не скажешь о маме. Мэйв затруднилась бы сказать, от кого родила дочку. Не то, чтобы шлюха, она красивая и
была в школе самой умной. И с прибабахом. Считает себя, например, жрицей чья задача посвящать местных молодых людей в науку страсти нежной. И сожительствует с красивым помощником на ферме, который по возрасту ближе к Дебби.
Девушка, отчасти неожиданно для себя, принята в Тринити, значит надо ездить на учебу в Дублин (минимум 2 часа на дорогу ежедневно). Значит нужно доказывать компетентность на уровне, к которому сельская школа, где она была лучшей, потому что все остальные вообще никакие, ее не подготовила. И вписываться в среду ухоженных девушек и парней в брендовых шмотках, а она, ну, вы понимаете. Представьте, подруга появляется, да еще какая! Ксанта красива как девушка с обложки, умна как (подставьте свой идеал умной женщины), живет в снимаемой родителями квартире и не ограничена в деньгах.
Такой сеттинг у этой истории простой глупенькой девчонки, которая от неуверенности в себе и желания доказать что-то тем, кому вообще ничего доказывать не нужно, пускается в саморазрушительные эксперименты с алкоголем и парнями, пока ее привычный мир едва не разваливается по кускам. Но потом (шепотом) все будет хорошо.
Литература ирландских авторов, пишущих об Ирландии - это важно, потому что прекрасных писателей и поэтов, родом с Изумрудного острова, писавших в традициях метрополии, всегда было много и Свифт, Уайльд, Шеридан, Шоу, Брэм Стокер составляют цвет английской классики. Но Эрин, его обыденная жизнь, его традиции и мифология редко бывали в фокусе внимания. Еще пару десятилетий назад в русскоязычном литературном пространстве это экзотика для интеллектуалов (Джойс, Бэккет, Йейтс), сегодня ирландская литература плотно и прочно вошла в обыденность, стала частью мейнстрима.
В нише "для продвинутых" Флэнн О`Брайенн и Пат Инголдсби, следящих за литературными премиями порадовал "Молочник" Анны Бернс, для тех, кто попроще, но с претензией - Джон Бойн. Любите детективы? Тана Френч. Романтику? Сесилия Ахерн. Прозу миллениалов? Салли Руни. Молодую ирландскую писательницу Луизу Нилон вернее всего отнести к той же категории. Не люблю, когда говорят "такой-то на минималках", но потребность соотносить новое с уже известным неистребима в нас, потому да. Салли Руни на минималках.
Очевидное узкотемье "Снежинки" в сравнении с "Разговорами с друзьями" и в меньшей мере "Нормальными людьми" не недостаток книги, она просто другая и о другом. Камерная история, не восходящая к эпическому масштабу, как у Руни. Там, где более именитая и титулованная писательница из рассказа о дружбе, адюльтере, лавстори делает серьезную социальную прозу и разговор о вещах, которые трогают многих, Нилон сплетает маленькую историю одного (двух, трех, пяти) человек.
Обаятельную, милую, человечную.
Подписывайтесь