Вспомнить о нем заставило недавнее заявление Реджепа Эрдогана о намерении Анкары стать центром распределения и ценообразования газовых поставок. Сделано оно было на церемонии введения в строй дополнительных мощностей газохранилища Силиври вблизи Стамбула.
Fly Of Swallow Studio / shutterstock.com
При этом стоит напомнить о том, что идея создания турецкого хаба возникла на почве отказа Европы от российского газа. К тому же положение усугубили взрывы Северных потоков. Тогда же возникла мысль об альтернативе, а именно поменять Балтийское море на Черное. По этому поводу в октябре 2022 года прошли переговоры между Владимиром Путиным и Реджепом Эрдоганом.
В частности, российский президент предложил Турции стать центром по распределению газовых потоков. Кроме того, тогда же прозвучало выражение «турецкий газ». И не случайно. Анкаре предстоит сыграть роль еще и ценообразующего центра, что опять же в интересах Турции. Невольно встает вопрос – насколько необходим этот проект для России и Турции и какова его цель?
Во-первых, проект хаба можно рассматривать как альтернативу полному отказу Европы от российского газа к 2027 году. Во-вторых, турецкий трубопровод может целиком заменить оба Северных потока. Вдобавок он способен работать на долгосрочную перспективу. На самом деле предполагается возродить «Южный поток», который в свое время не был завершен.
Примечательно, что «Южный поток» уже частично построен: «Газпром» успел протянуть его по суше в районе Краснодарского края. Выходит, что дело за малым – проложить недостающую часть газопровода по дну Черного моря. А это займет от силы год-два.
Еще об одном преимуществе будущего газопровода надо сказать отдельно. Акватория Черного моря полностью контролируется Россией и Турцией. А значит дает фору в плане безопасности. Помимо всего Анкарой будет отслеживаться проход судов через проливы Босфор и Дарданелла, которые также подконтрольны Турции.
Какие могут возникнуть проблемы?
Fly Of Swallow Studio / shutterstock.com
Собственно, для России риски сведены к минимуму. С помощью турецкого газового хаба она легко восполнит те объемы газа, которые до этого поставлялись в Европу. Более того на мировом рынке СПГ Россия уже начала теснить Америку.
А вот у Евросоюза вариантов выхода из сложившейся кризисной ситуации не так много. Пока он может лишь увеличить проходимость газового потока по Трансанатолийскому трубопроводу. Что касается поставок в Европу с Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья, то они опять-таки проходят через Турцию.
Между тем обещанные Америкой поставки СПГ в Европу в качестве возмещения дефицита российского топлива Евросоюз вовсе не спасли. Во-первых, поставки эти нерегулярны, более того еще и затратны. Поэтому в обход всяких санкций Европа достаточно активно закупает российский СПГ.
Что касается турецкого хаба, то здесь имеются свои сложности. Пока неясно какие страны Европы готовы подписать с Турцией долгосрочные контракты. В числе заинтересованных могут выступить лишь Венгрия и Австрия. С другой стороны, непонятно как будет реализовываться создание хаба. Возможно продолжение трубопровода пройдет через Болгарию. Тут же возникнет вопрос о том, кто будет инвестировать этот проект и на каких условиях.
А может быть будут организованы танкерные перевозки водным путем через Средиземноморье. Так что пока больше вопросов чем ответов, которые возможно в ближайшее время все-таки появятся. Ведь недаром тема турецкого хаба возникает с завидным постоянством.
А вы что думаете по этому поводу? Насколько затратным и насколько выгодным он может оказаться. И главное для кого?
Автор: Ольга Трущалова, независимый автор медиагруппы «Хакнем».