Найти в Дзене
Психолог и общество

«Костлявая рука благоустройства».

Марий Салий написала в ВК, что в Детском парке пилят деревья. Я участвовал в проектном семинаре, которое провело московское консалтинговое агентство. Цель семинара - разработка общественного задания на проектирование реконструкции Детского парка. Это называется «соучаствующее проектирование». Такие проектные семинары «выпускают пар» общественности. Возникает ощущение, что их услышали. Общественность опять обманули?

На семинаре планировали создать микроклимат в парке, закрыв его деревьями от грязи и шума города. Что сделали исполнители проекта? Вырубили деревья с трех сторон вокруг спортивной площадки Детского парка. Да, эти деревья были «некрасивые», но они выполняли свою функцию живого забора от грязи со стороны автомобильной дороги. Московские проектировщики не понимают, что у нас летом температура может доходить до 40 градусов тепла? Это когда асфальт плавится. Только тень от деревьев позволяет поддерживать комфортный микроклимат. Это означает, что теперь дети днем не смогут заниматься спортом на площадке Детского парка. Администрация города оплачивает прямой вред жителям города? Это равнодушие или управленческая некомпетентность администрации Саратова? Если они ещё вырубят намеченные деревья, то сквер потеряет половину своих возможностей по поддержке хорошего микроклимата Детского парка. На улице Московской вырубили деревья и там днем летом такое пекло, что выдержать невозможно.

Только увеличение плотности (количества деревьев на единицу площади) растительности решает проблему смягчения последствий жары в городе. В Саратове правильным должен считаться такой уровень плотности растительности, когда деревья на аллеях соприкасаются кронами, создавая эффект тенистой аллеи. Так делают во всех городах мира. Посмотрите на старые аллеи Европы, Индии, Китая. Вы увидите именно такой подход к озеленению городов. Что делают нанятые москвичи – рубят деревья. Они считают «красивым» ровные по линейке аллеи. Потом вырубка сразу показывает, как «хорошо» они поработали. Есть чем отчитаться. В прошлом году Сергей Шаров дал интервью по поводу аллеи на проспекте 50 лет Октября. Последовала демонстративная обрезка деревьев. Понятно, что нужно убирать засохшие ветки, но зачем резать зеленые? А чтобы отчитаться. Видели, сколько мы нарубили?

Я думал, что это происходит только у нас в Саратове. Нет, это по всей России. Это федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда». Его реализует группа «Умный город» Минстроя РФ. Руководит проектом Константин Михайлик – заместитель министра строительства и ЖКХ РФ. Заявлено, что «качественное благоустройство возможно только при участии граждан, поэтому еще одна задача проекта — сделать так, чтобы у каждого жителя страны старше 14 лет была возможность влиять на развитие городской среды». На деле мнение жителей им только обуза. Они быстро работают по типовому проекту. Если не вырубить деревья, то не будет видно их работу. Реальные проблемы на местах они решать не хотят. Это долго и трудно. А у них «эффективная» экономика быстрого освоения средств. Так красиво заявленное хорошее дело исполнители превратили в ужас для городов РФ.

Москвичи не первый год наносят ущерб зеленым насаждениям Саратова. Привлечение иногородних проектировщиков и подрядчиков не оправдало надежд жителей города. Почему не используют местных? Не понятно. Сколько было битв за качество благоустройства набережной. «Костлявая рука благоустройства» дотянулось и до проспекта 50 лет Октября. Осенью делали замеры по аллее. Меньше всего хотелось бы, чтобы там появились эти убогие никчёмные малые формы, которые мы уже видели на вокзале. Что может быть отвратительнее - вместо деревьев железные трубы, обмотанные гирляндой, как сейчас на улице Волжской. Положительным примером может быть облагороженная зона в районе Тау. Добротно и красиво. Да, нужен более качественный газон, как в Тау, с элементами ландшафтного дизайна. Сделать проект ливневки - это мечта. Тогда основной поток весеннего паводка и дождей не будет доходить до аллеи и затапливать ее. Только ливневку надо делать на всем протяжении улиц, спускающихся с горы к проспекту. Если только в зоне аллеи, то это не спасет.

Светлее аллею делать не надо. Это прекрасная тенистая аллея летом и ее не надо прореживать. Надо до работ составить паспорт деревьев, чтобы строители не рубили их. У них сроки. Значит тяжёлая техника. Ей деревья помеха. Очень напрягает желание проектировщиков сделать велосипедные дорожки. Вы планирует расширить зону асфальта за счет деревьев? Это не Рахова. Где возьмете место? Страшные бетонные лавки – это антивандальное решение. Люди живут разные – эти лавки выживают. Там установлены стильные фонари. Они очень красиво смотрятся в зимние темные вечера. Не надо их менять в угоду раздувания сметы. Лучше вложитесь в ливневку – это реальная проблема не решается нигде.

"Умный город" планирует организацию кафе. Но для кафе нужна канализация, а это невозможно сделать. Значит, будут лить на улицу. Зачем нам эти кафе с их грязью и шумом. У нас был самая красивая, тихая и зеленая аллея. Все уничтожить в угоду не понятно кого. На картинках на их сайте в прошлом году было нарисовано так, что 70 % деревьев будет уничтожено.

Основной вопрос - как обеспечить участие компетентной части общественности в проектировании и авторском надзоре за исполнением проекта. Самое сложное это обеспечить возможность общественности останавливать работы в случае нарушения проекта. В проект должно войти не только описание того что делать, но и как делать. Как делать - это очень важно. Нужен список недопустимых технологических приемов, применение которых должно вести к немедленной остановке работы и накладывание штрафа на организацию, производящую работы. Эта проблема типовая для всех проектов благоустройства в Саратове. Иногородним подрядчикам важно быстрее сделать и уехать. Качество работ их не интересует. А проблема зеленых насаждений для них не решаема. У них нет специалистов в этой области. Общее качество управленческих решений в проектах благоустройства крайне низкое. Результат – жители Саратова мечтают, чтобы их не коснулась «костлявая рука благоустройства».

Стабильность общества держится на доверии. Это странная качественная характеристика кажется несерьезной. Но стоит обрушить доверие общества к большинству социальных институтов общества, и наступит хаос. Например, городская администрация Саратова не может организовать качественное озеленение и благоустройство города. Кажется, мелочь. Но если они и этого не могут, то что тогда они могут. И поползла цепочка разрушения доверия. Городом ведь руководят. Значит, и они не могут руководить? Областью руководят – значит, и они не умеют?

К 1991 году доверие общества было последовательно разрушено к большинству социальных институтов и общество погрузилось в управляемый хаос. Потеря доверия - это потеря не только управления, но и власти в обществе. Власть, как это ни странно, держится не на насилии, а на согласии общества с результатами управления. Это то, что называют легитимностью. Если необходимо насилие, то это сигнал о потери власти. Все действия, ведущие к нарушению доверия общества к управленцам общества, ведут к катастрофе, к разрушению жизни общества. Разваливается организационная структура, потому что разрушены смыслы деятельности людей. Социальный институт – это форма организации жизни общества, это общественно значимые роли, функции и организации. Такая форма существует пока общество согласно с теми смыслами, которые несет эта организационная деятельность.

Согласно опросам в 2000 году появился общественный институт, вызывающий доверие общества – Президент России. И всё. Нас от хаоса отделяет один общественный институт. Нам нужны качественные изменения в управленческой прослойке общества, т.е. смыслы их организационных действий должны совпадать с ожиданиями общества.